г. Самара |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А49-5594/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - директор общества с ограниченной ответственностью "Информ-Консалтинг" Куташов В.В., контракт N 5 от 25.11.2008 г.,
от ответчика - Кирсанова Е.Н., доверенность от 23.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Информ-Консалтинг" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А49-5594/2011 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Информ-Консалтинг" (ОГРН 1025801107420), г. Пенза,
к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза,
о признании незаконными действий регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Информ-Консалтинг" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения заявленного требования, принятого судом первой инстанции, к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (далее регистрирующий орган) о признании незаконными действий регистрирующего органа, выразившихся во внесении записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Уникон" от 17.05.2011 г. и о возложении на регистрирующий орган обязанности внести запись о восстановлении ООО "Уникон" в ЕГРЮЛ. Заявитель также просил взыскать с регистрирующего органа судебные расходы состоящие из расходов на уплату государственной пошлины в размере 2000 руб. и судебных издержек по оплате услуг представителя в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А49-5594/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что судом неправильно применен закон.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о регистрации, Федеральный закон N 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 2 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 01.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится в пункте 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Закона о регистрации.
В силу пунктов 1, 2 названной нормы Закона регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица, признанного недействующим, из государственного реестра при наличии одновременно двух условий: если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Пунктами 3, 4 статьи 21.1 указанного Закона установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона).
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, регистрирующий орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Уникон" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 17.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1025801370418.
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы установлено, что ООО "Уникон" в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации юридического лица, не представляло в налоговый орган документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, (справка N 458-О от 26.01.2011 г.) и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, так как отсутствуют сведения об открытых банковских счетах (справка N 458-С от 26.01.2011 г.).
28.01.2011 г. регистрирующим органом принято решение N 33 о предстоящем исключении ООО "Уникон" из ЕГРЮЛ.
Данное решение опубликовано 02.02.2011 г. в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 4, 2011 г.) и размещено на сайте ФНС России.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Информация на сайте ФНС России в Интернете размещается в режиме "on-line" с открытым доступом для любых заинтересованных лиц.
Установив, что в течение трех месяцев с момента публикации решения о предстоящем исключении ООО "Уникон" из ЕГРЮЛ заявления от кредиторов и иных лиц не поступали, регистрирующим органом 17.05.2011 г. правомерно принято решение об исключении ООО "Уникон" из ЕГРЮЛ.
Таким образом, оспариваемые действия регистрирующего органа соответствуют нормам действующего законодательства о государственной регистрации, исключение общества из реестра совершено при наличии всех указанных в законе признаков недействующего юридического лица и с соблюдением требований к процедуре исключения юридического лица.
Довод заявителя о том, что в 2010 г. он уведомлял налоговый орган о наличии у ООО "Уникон" долговых обязательств перед ООО "Информ-Консалтинг" (письмо от 22.04.2010 г. N 4/2) обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку для исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ законодательно предусмотрена иная процедура, отличная от той, которая применяется при ликвидации юридического лица по решению его учредителей.
Сведениями о наличии у ООО "Уникон" непогашенной задолженности перед ООО "Информ-Консалтинг" с апреля 2010 г. до мая 2011 г. регистрирующий орган не располагал.
Учитывая открытость информации о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, при проявлении должной осмотрительности у заявителя имелась реальная возможность отслеживать информацию о своем должнике и принимать к нему меры, предусмотренные законом.
Довод заявителя о том, что в результате совершения регистрирующим органом оспариваемых действий ООО "Информ-Консалтинг" лишено возможности реализации права на получение долга от общества, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм права о государственной регистрации юридических лиц.
Оспариваемые действия регистрирующего органа соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А49-5594/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о регистрации, Федеральный закон N 129-ФЗ).
...
Статьей 2 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 01.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится в пункте 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506.
...
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Информация на сайте ФНС России в Интернете размещается в режиме "on-line" с открытым доступом для любых заинтересованных лиц."
Номер дела в первой инстанции: А49-5594/2011
Истец: ООО "Информ-Консалтинг"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11881/12
30.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11881/12
17.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3219/12
02.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15871/11