г. Владивосток |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А51-14339/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей С.В. Шевченко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
от истца: Семенюк И.В. (юрисконсульт по доверенности N ДЭК-20-15/219Д от 09.01.2012), Кашаюк С.В. (зам.начальника департамента по правовой и договорной работы по доверенности NДЭК-20-15/216Д от 09.01.2012)
от ответчика: Чистякова Ю.Н. (старший юрисконсульт по доверенности N 1 от 01.03.20102), Молчанов А.В. (старший инженер по доверенности N 2 от 20.02.2012), Круподёров А.В. (начальник отдела по доверенности N3 от 20.02.2012)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ФКУ "Исправительная колония N 39 ГУФСИН России по Приморскому краю" апелляционное производство N 05АП-960/2012
на решение от 26.10.2011
судьи Т.В. Нинюк
по делу N А51-14339/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Спасского отделения "Дальэнергосбыт" (ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660)
к ФКУ "Исправительная колония N 39 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК" (ИНН 2527005907, ОГРН 1022500820957)
о взыскании 202 564 руб. 28 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Спасского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному казанному учреждению "Исправительная колония N 39" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о взыскании 202 564 руб. 28 коп. - суммы основного долга за поставленную на основании государственного контракта N С0211 от 21.02.2011 в январе, феврале 2011 электрическую энергию.
Решением суда от 26.10.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель приводит доводы о том, что электроэнергия по государственному контракту приобреталась в жилые зоны исправительных учреждений, потребителями электрической энергии являлись физические лица - осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, самостоятельно не могут заключать договора на приобретение электрической энергии, и в их интересах для обеспечения их коммунально-бытовых нужд государственный контракт заключает ответчик. Иное толкование абзаца 3 приложения к приказу от 31.12.2010 г.. N 655-Э противоречит уголовно-исполнительному законодательству.
От истца в адрес суда поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он выразил несогласие с изложенными в жалобе доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) 21.02.2011 г.. заключен Договор энергоснабжения (государственный контракт) на пользование электрической энергией N С0211, сроком действия с 01.01.2011 г.. по 31.12.2011 г.. с условием его дальнейшей пролонгации (п. 9.1 контракта) с дополнительным соглашением N 2 от 21.04.2011 г..
В соответствии с п. 1.1 государственного контракта, установлено, что гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц (сетевая организация), оказывать услуги по передачи электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности.
Пунктом 1.2 контракта, предусмотрен договорной объем потребления электроэнергии (мощности) с помесячной детализацией (Приложение N 2.1, 2.2). Установленная мощность токоприемников Покупателя, максимальная мощность, перечень субабонентов приведен в Приложении N 1, 1.1 к контракту.
Цена государственного контракта определяется исходя из тарифов за электроэнергию и иные услуги, установленные органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электроэнергии (п. 5.1 госконтракта). Установленные на момент заключения настоящего договора тарифы могут изменятся в соответствии с решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Изменение тарифов не требует переоформления настоящего госконтракта и вводится в действие со дня, указанном в соответствующем нормативном акте (п. 5.2 госконтракта).
В разделе 6 государственного контракта стороны согласовали порядок расчетов за оказанные услуги. Так в п. 6.1 контракта, расчетный период (расчетный месяц) устанавливается равный календарному месяцу (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца). Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что покупатель обязан оплатить потребленную электроэнергию в следующие сроки: 30 % стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, в течении 5 рабочих дней с момента предоставления до 05 числа расчетного месяца Гарантирующим поставщиком счета; 40% стоимости в месяце, за который осуществляется оплата, в течении 5 рабочих дней с момента предоставления до 20 числа расчетного месяца Гарантирующим поставщиком счета; - окончательный расчет за фактически потребленную электроэнергию с учетом средств раннее внесенных покупателем в течении 5 рабочих дней с момента предоставления Гарантирующим поставщиком до 13 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно Приложению N 3 к государственному контракту поставка электрической энергии производится в жилую зону исправительного учреждения, где имеются отдельные приборы учета электрической энергии, заводские номера: 01831240, 03387297. Указанным приложением определено, что энергия отпускается потребителю по тарифам, установленным для тарифной группы "Жилые зоны при ВЧ и ИТУ" в объеме 20 % от общего потребления.
Во исполнение принятых на себя обязательств по государственному контракту, истец произвел поставку электрической энергии ответчику. Расчет за поставленную в спорный период электрическую энергию на объекты ответчика, истец произвел по тарифу, установленному Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 64/3 от 28.12.2010 г.. "бюджетные потребители" в размере 3,86 руб. за 1 кВтч.
Так, согласно показаниям, переданным ответчиком истцу за январь - февраль 2011 года, были выставлены счет-фактуры: N 90900002500 от 31.01.2011 г.. на сумму 793 372 руб. 71 коп., N 90900004387 от 28.02.2011 г.. на сумму 603 244 руб. 18 коп., в которых приборы учета указывались с пометкой "электроэнергия отпущенная населению" по основаниям предусмотренным Постановлением Департамента по тарифам Приморского края для населения и приравненных к нему категорий. Указанные счет-фактуры были оплачены ответчиком в полном объеме, что подтверждают представленные в материалы дела платежные поручения N 252906 от 28.02.2011 г.., N 252907 от 28.02.2011 г.., N 252908 от 28.02.2011 г..
В июне 2011 года, истцом в вышеуказанные счета-фактуры были внесены исправления в сторону увеличения тарифа до 3,86 руб. за 1 кВтч. В результате чего, ответчику была предъявлена разница в тарифах в размере 202 564 руб. 28 коп.
По количеству и качеству принятой в спорный период электрической энергии спор между сторонами отсутствует. Спор возник по поводу подлежащего применению тарифа при расчете стоимости электроэнергии. Так, по мнению истца, цену отпущенной электроэнергии надлежит рассчитывать, исходя из тарифа, установленного для категории "бюджетные потребители", по мнению ответчика - надлежит применять тариф для "населения" воинских частей.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На 2011 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.12.2010 N 61 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравнены к нему категориям потребителей по Приморскому краю на 2011 год" и постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 28.12.2010 N 64/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Приморского края, за исключением электрической энергии (мощности) поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год".
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний (в редакции от 28.11.2006) аналогично группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Согласно пункту 27 Методических указаний в редакции от 31.12.2009 к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, в том числе, физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
Для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в групп у "прочие потребители". Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Поскольку ответчик - ФКУ "Исправительная колония N 39 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК" в силу п. 1.1 Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 03.02.2011 г.. N 57, является учреждением уголовно-исполнительной системы, в состав которой входит жилая зона исправительных учреждений, где отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные - физические лица, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Однако для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.) может быть применен тариф, установленный для группы "население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Письмом Федеральной службы по тарифам от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях", установлено, что для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники исправительно-трудовых учреждений, их семьи и т.д.), а также для осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, которые оплачивают из собственных средств коммунальные услуги, тариф, установленный для группы "население", может быть применен при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Как следует из пояснений истца в объекты расположенные на территории жилых зон, включены Административные здания колонии. Также, из Приложений к государственному контракту не следует, что приборы учета установлены отдельно, как для жилых зон исправительной колонии в которой содержаться физические лица (осужденные), так и для Административных зданий. Отсутствие раздельного прибора учета, также подтверждается Ведомостями электропотребления за спорный период.
Документов подтверждающих то, что электроэнергия приобреталась только для коммунально-бытовых нужд осужденных ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что ответчиком документально не подтвержден факт наличия отдельного узла учета на объекты, где содержаться осужденные и Административные здания колонии.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что тариф, установленный для группы "население" может быть применен, при условии раздельного учета на указанные объекты, а также, принимая во внимание то, что ответчиком не представлено доказательств наличия отдельных приборов учета, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что истцом при расчете исковых требований правомерно применен тариф установленный Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 64/3 от 28.12.2010 г.. для категории "бюджетные потребители", в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Изложенное соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в определении от 14.04.2011 N ВАС-3529/11.
Действительно, как верно указано ответчиком в апелляционной жалобе, он, являясь юридическим лицом, в спорных правоотношениях приобретает электрическую энергию не для своих нужд, а для нужд осужденных. Поскольку лица, находящиеся в местах лишения свободы, самостоятельно не могут заключать договора на приобретение электрической энергии, в их интересах, такой контракт заключает ответчик.
В соответствии со статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Исправительные учреждения в РФ созданы и действуют только как юридические лица (ст. 5 Закона РФ от 21.07.2003 г.. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). Частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено возмещение стоимости коммунально-бытовых услуг осужденным, имеющими заработную плату и получающими пенсию.
Указанные нормы права, подтверждают довод ответчика о том, что фактическими потребителями электрической энергии, поставляемой в жилые зоны, являются осужденные - физические лица.
Между тем, тариф, установленный для группы "население", не может быть применен в настоящем деле ввиду отсутствия раздельного учета на спорные объекты.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика, поскольку его апелляционная жалоба оставлена судом без удовлетворения. Учитывая, что определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 ответчику была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2011 по делу N А51-14339/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 39 ГУФСИН России по Приморскому краю" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
...
В соответствии со статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Исправительные учреждения в РФ созданы и действуют только как юридические лица (ст. 5 Закона РФ от 21.07.2003 г.. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). Частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено возмещение стоимости коммунально-бытовых услуг осужденным, имеющими заработную плату и получающими пенсию.
...
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика, поскольку его апелляционная жалоба оставлена судом без удовлетворения. Учитывая, что определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 ответчику была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А51-14339/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Спасского отделения "Дальэнергосбыт", ОАО Дальневосточная энергетическая компания (ОАО ДЭК) в лице Спасского отделения Дальэнергосбыта
Ответчик: ФКУ "Исправительная колония N 39 ГУФСИН России по Приморскому краю", ФКУ Исправительная колония N39 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2448/12
06.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-960/12
19.12.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9303/11
29.11.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8671/11
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-14339/11
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-14339/11