г. Хабаровск |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А73-10803/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк": Литвинюк А.С., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 606-ДВ
от Администрации города Хабаровска: Каун О.А., представителя по доверенности от 19.09.2011 N 1.1.26-115
от Департамента муниципальной собственности г.Хабаровска: Каун О.А., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 2/02-13
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.12.2011 по делу N А73-10803/2011 принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк"
к Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности г.Хабаровска
о признании недействительным предписания от 22.08.2011 N 1288
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" (ОГРН 1022800000112; далее - общество, заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент) от 22.08.2011 N 1288.
К участию в деле привлечена администрации г.Хабаровска (далее - администрация).
Решением суда от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что спорный ненормативный акт является законным и не нарушает права заявителя, поэтому предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания его недействительным не имеется.
Не согласившись с данным судебным актом, банк обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В обоснование указал на то, что департаментом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регламентирован порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, общество сослалось на то, что судом необоснованно не принято во внимание то, что Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее Правила), и Порядок регистрации информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденный Постановлением администрации г. Хабаровска от 26.10.2010 N 3442 (далее - Порядок), не соответствуют действующему федеральному законодательству в части установления дополнительных обязанностей по согласованию и размещению информационных конструкций.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации и департамента выразила согласие с обжалуемым судебным актом, в удовлетворении жалобы просила отказать, указав доводы отзыва на нее.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 22.08.2011 банку департаментом выдано предписание за N 1288 о демонтаже информационной конструкции с надписью "ВОСТОЧНЫЙ банк", расположенной на фасаде жилого дома N 21 по улице Серышева в городе Хабаровске, в связи с тем, что конструкция не имеет регистрации на территории городского округа "город Хабаровск".
Не согласившись с данным актом уполномоченного органа, банк оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для удовлетворения заявления о признании незаконными актов и действий (бездействия) уполномоченных органов необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого акта или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия совокупности вышеназванных условий.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на несогласие с выводами суда в данной части.
Судом второй инстанции установлено, что спорная информационная конструкция, согласно представленным в материалы дела фотографиям, закреплена между двух балконов многоквартирного дома и несет информацию о коммерческом обозначении банка.
Подпунктом 7.1 пункта 6 Правил определено понятие информационной конструкции, которой является конструкция, предназначенная для размещения сведений в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя (в том числе, не совпадающем с фирменным наименованием), виде деятельности, типе, профиле юридического лица, индивидуального предпринимателя и коммерческом обозначении данных лиц, исполняемая в виде информационной таблички, вывески, штендера, изображения или витрины.
В соответствии с пунктом 32.4 Правил распространение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города допускается при условии их регистрации в администрации города.
Пунктом 32.6 предусмотрено, что самовольная установка информационных конструкций на территории города не допускается, и согласно пункту 32.7 они подлежат демонтажу на основании предписания, выдаваемого администрацией города.
Аналогичные положения закреплены в Порядке регистрации информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением Администрации г. Хабаровска от 26.10.2010 N 3442 "О распространении информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
Учитывая, что спорная конструкция банка размещена без соответствующего разрешения уполномоченного органа, то вывод суда первой инстанции о незаконности действий банка признается обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что нормативными актами органа местного самоуправления установлены дополнительные обязанности по согласованию и размещению информационных конструкций, которые отсутствуют в действующем федеральном законодательстве, отклоняется судебной инстанцией.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, благоустройство территорий городов и других населенных пунктов и их содержание, не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющим исключительно федеральное значение.
Реализуя предоставленные полномочия, решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск", в соответствии с которыми на территории города не допускается размещение информационных конструкций без регистрации в уполномоченном органе, и в целях формирования единого архитектурно-художественного облика города, упорядочения установки и размещения информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" администрация города Постановлением от 26.10.2010 N3442 утвердила Порядок регистрации информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим спорные отношения, установлены правила распространения информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", выполнение которых обязательно для всех их владельцев.
Судом первой инстанции со ссылкой на Информационное письмо ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 сделан обоснованный вывод о том, что законодательство о рекламе не распространяется на отношения, касаемые информации о наименовании организации на вывеске (пункт 18).
Вместе с тем, ссылка заявителя апелляционной жалобы о нарушении департаментом прав общества при осуществлении муниципального контроля принимается во внимание суда второй инстанции.
Частью 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 4 статьи 2 данного Закона определено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Администрацией города Хабаровска 17.01.2011 принято постановление N 101 "Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за размещением информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Регламент).
Пунктом 2.3 Регламента установлено, что муниципальный контроль за размещением информационных конструкций на территории города осуществляется департаментом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в форме выездных и (или) документарных проверок.
Порядок организации и сроки проведения проверок, а также порядок оформления результатов проверок осуществляются в соответствии со статьями 9 - 14, 16 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 2.3.1).
В соответствии с пунктом 2.4.1 в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере размещения информационных конструкций, должностные лица департамента, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 4.1 результаты проверок, проведенных должностными лицами департамента с грубым нарушением требований, установленных действующим законодательством и настоящим административным регламентом, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере размещения рекламных и информационных конструкций, и подлежат отмене в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Поскольку из материалов настоящего дела не установлено, что департаментом проводились необходимые, с соблюдением вышеназванных положений, действия с последующей выдачей спорного предписания, то оно признается недействительным, как принятое с грубым нарушением действующего законодательства при осуществлении контрольных мероприятий при размещении информационных конструкций.
Утверждение департамента о том, что проверочные мероприятия осуществлялись не в рамках Регламента, а в целях проверки выполнения со стороны банка условий договора от 30.06.2009 N 15093, отклоняется второй инстанцией.
Действительно, ранее между банком и департаментом был заключен названный договор на размещение спорной конструкции сроком действия до 16.10.2010. Вместе с тем, в спорном предписании не указано, что оно выдано во исполнение надлежащего исполнения условий договора. Обратного уполномоченным органом в порядке статей 65 и 201 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Ссылка представителя департамента в заседании суда второй инстанции на то, что вышеназванный Регламент распространяется лишь на вновь установленные информационный конструкции, также не принимается во внимание, так как это не следует из его содержания.
Учитывая вышеустановленные обстоятельства, обжалуемое решение первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования банка - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.12.2011 по делу N А73-10803/2011 отменить.
Признать незаконным предписание Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 22.08.2011 N 1288.
Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в пользу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк".
Возвратить открытому акционерному обществу "Восточный экспресс банк" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 12.01.2012 N 45018 в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование указал на то, что департаментом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регламентирован порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, общество сослалось на то, что судом необоснованно не принято во внимание то, что Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее Правила), и Порядок регистрации информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденный Постановлением администрации г. Хабаровска от 26.10.2010 N 3442 (далее - Порядок), не соответствуют действующему федеральному законодательству в части установления дополнительных обязанностей по согласованию и размещению информационных конструкций.
...
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
...
Частью 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
...
Порядок организации и сроки проведения проверок, а также порядок оформления результатов проверок осуществляются в соответствии со статьями 9 - 14, 16 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 2.3.1).
...
Согласно пункту 4.1 результаты проверок, проведенных должностными лицами департамента с грубым нарушением требований, установленных действующим законодательством и настоящим административным регламентом, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере размещения рекламных и информационных конструкций, и подлежат отмене в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А73-10803/2011
Истец: ОАО "Восточный экспресс банк", ОАО КБ "Восточный"
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14373/12
17.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14373/12
17.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2628/12
06.03.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-157/12
14.12.2011 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10803/11