г. Пермь |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А50-18673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.
при участии:
от истца - Заместителя прокурора Пермского края: Корякина В.Г., удостоверение;
от ответчиков - Министерства лесного хозяйства Пермского края (ОГРН 1075919001608, ИНН 5902293562): не явились;
от индивидуального предпринимателя Текнеджяна Валерия Анатольевича (ОГРНИП 108902003934): не явились;
от третьего лица - Государственного казенного учреждения "Вайское лесничество"
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства лесного хозяйства Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 декабря 2011 года
по делу N А50-18673/2011,
принятое судьей Бородулиной М.В.
по иску Заместителя прокурора Пермского края
к Министерству лесного хозяйства Пермского края, индивидуальному предпринимателю Текнеджяну В.А.
третье лицо: Государственное казенное учреждение "Вайское лесничество"
о признании недействительными положений договора аренды лесного участка,
установил:
Заместитель прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к ответчикам: Агентству по природопользованию Пермского края, индивидуальному предпринимателю Текнеджяну Валерию Ефремовичу о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 дополнительного соглашения N 1 от 23.11.2009 к договору аренды лесного участка от 30.12.2008 N 7, а также приложения N 3 к дополнительному соглашению.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 19.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение "Вайское лесничество" (далее - ГКУ "Вайское лесничество).
Определением суда от 03.11.2011 произведена замена ответчика, Агентство по природопользованию Пермского края, на Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2011 (резолютивная часть решения объявлена 14.12.2011) исковые требования удовлетворены. Абзац 2 пункта 3 дополнительного соглашения N 1 от 23.11.2009 к договору аренды лесного участка от N 7 от 30.12.2008, заключенному между Агентством по природопользованию Пермского края и Текнеджяном В.Е., и приложение N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 23.11.2009 к договору аренды лесного участка N 7 от 30.12.2008 признаны недействительными. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 000 рублей госпошлины.
Не согласившись с принятым решением, Министерство лесного хозяйства Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, действовавшее на момент заключения дополнительного соглашения от 23.11.2009, утверждающее примерную форму договора, не содержит императивной нормы в части ответственности по договору за нарушение договорных обязательств; виды нарушений и размер неустоек формой примерного договора, утвержденной Постановлением N 324, не установлены; сторонами договора достигнуто соглашение по условиям, видам и размерам неустоек; установленная в дополнительном соглашении договорная неустойка не является возмещением вреда по смыслу ст.ст. 99, 100 Лесного кодекса РФ и не противоречит действующему законодательству.
Истец с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель истца доводы отзыва поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Текнеджян Валерий Анатольевич и третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представители ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 22.12.2008 N 7 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Текнеджяном В.Е. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 7 от 30.12.2008 (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 7 191 га, категория земель - земли лесного фонда (местоположение: Пермский край, Красновишерский муниципальный район, ГКУ "Вайское лесничество", Акчимское участковое лесничество, N лесных кварталов 38, 45-48, 53-57, 62-66), для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, на срок с 30.12.2008 по 29.12.2054 (л.д.50-56).
Схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (п. 3 договора аренды).
На основании договора аренды лесной участок передан в аренду по акту
от 30.12.2008 (л.д.64).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 03.03.2009 (л.д.57).
23.11.2009 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды (л.д. 65-66) в соответствии с пунктом 3 которого пункт 21 договора аренды дополнен подпунктом 21.1 следующего содержания: "В случае нарушения условий договора, правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, иных нарушений лесного законодательства, арендатор возмещает ущерб в соответствии с действующим лесным законодательством Российской Федерации.
Неустойка за нарушение правил использования лесов начисляется в размере, установленном приложением 3 к настоящему дополнительному соглашению".
Подписанное сторонами приложение N 3 (л.д.71-73) содержит перечень конкретных видов нарушений правил использования лесов и размер неустойки за каждое такое нарушение.
Прокурор, считая включение в договор аренды лесного участка положения о взыскании неустойки, не предусмотренной действующим законодательством, не соответствующим закону, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Лесным кодексом РФ предусмотрена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда лесам, наступающая как по общим основаниям ответственности за причинение вреда, так и по специальным основаниям и правилам возмещения вреда, установленным природоохранным законодательством.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Из п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года предусматривалось как возмещение ущерба, причиненного лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, так и взыскание неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, предъявляемых к заготовке древесины при рубках.
Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, вступивший в силу с 01.01.2007, не предусматривает взыскание неустоек.
Главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности (ст. 99), а также взыскания вреда, причиненного лесам (ст. 100).
Однако Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года предусматривалась законная неустойка за нарушение лесного законодательства.
Вместе с тем стороны договора в силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе предусмотреть в договоре условие о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств, в частности, условие о договорной неустойке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.
Проанализировав условия дополнительного соглашения от 23.11.2009 N 1 к договору аренды лесного участка от 30.12.2008 N 7 и приложения N 3 к нему, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в них стороны установили ответственность в виде неустойки за ненадлежащее исполнение (нарушение) условий договора, а не за предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 нарушения.
При этом оспариваемые пункты дополнительного соглашения не устанавливают иного порядка, вида ответственности или новых правил определения вреда вследствие нарушения лесного законодательства, нежели предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, поскольку предусматривают ответственность за нарушение условий договора.
Кроме того, п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, действовавшим на момент подписания оспариваемого дополнительного соглашения, утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые определили порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, в пункте 13 которого предусмотрена возможность взыскания неустоек за нарушение условий договора с указанием вида нарушений и размера неустоек.
Аналогичные положения содержал ранее действовавший Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, а также содержит Порядок, утвержденный Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, действующий в настоящее время.
Поскольку в дополнительном соглашении от 23.11.2009 N 1 к договору аренды лесного участка от 30.12.2008 сторонами согласована договорная неустойка за нарушение условий договора, вывод суда первой инстанции о невозможности установления договорной неустойки за нарушения лесного законодательства основан на неправильном толковании названных норм права.
Взыскание договорной неустойки не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающим ответственность за вред, причиненный вследствие нарушений лесного законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Пермского края удовлетворить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 декабря 2011 года по делу N А50-18673/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав условия дополнительного соглашения от 23.11.2009 N 1 к договору аренды лесного участка от 30.12.2008 N 7 и приложения N 3 к нему, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в них стороны установили ответственность в виде неустойки за ненадлежащее исполнение (нарушение) условий договора, а не за предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 нарушения.
При этом оспариваемые пункты дополнительного соглашения не устанавливают иного порядка, вида ответственности или новых правил определения вреда вследствие нарушения лесного законодательства, нежели предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, поскольку предусматривают ответственность за нарушение условий договора.
Кроме того, п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, действовавшим на момент подписания оспариваемого дополнительного соглашения, утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые определили порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, в пункте 13 которого предусмотрена возможность взыскания неустоек за нарушение условий договора с указанием вида нарушений и размера неустоек.
Аналогичные положения содержал ранее действовавший Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, а также содержит Порядок, утвержденный Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, действующий в настоящее время.
...
Взыскание договорной неустойки не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающим ответственность за вред, причиненный вследствие нарушений лесного законодательства."
Номер дела в первой инстанции: А50-18673/2011
Истец: Заместитель прокурора Пермского края, Прокуратура Пермского края
Ответчик: Агентство по природопользованию ПК, ИП Текнеджян Валерий Анатольевич, Министерство лесного хозяйства Пермского края
Третье лицо: ГКУ "Вайское лесничество", Государственное казенное учреждение "Вайское лесничество"