г. Владивосток |
|
07 марта 2012 г. |
Дело N А24-4681/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачёва
судей А.С. Шевченко, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства государственного заказа Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-842/2012
на решение от 26.12.2011
судьи В.И. Решетько
по делу N А24-4681/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Агентства государственного заказа Камчатского края (ИНН 4101120809, ОГРН 1074101008024)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)
третьи лица: ООО "Торговый Дом Северснаб" (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470), ГУЗ "Камчатский краевой онкологический диспансер" (ИНН 4101040198, ОГРН 102410103121)
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Агентство государственного заказа Камчатского края (далее - Агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Камчатское УФАС России, антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) от 28.10.2011 по делу N 21-06/133-11Ж.
Решением суда от 26.12.2011 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решение и предписания антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Агентства.
Не согласившись с решением суда, Агентство государственного заказа Камчатского края обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. Ссылаясь на статью 15 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заявитель жалобы указал, что при установлении требования к участникам размещения заказа о том, что заказ размещается у субъектов малого предпринимательства, в котировочных заявка должно быть указано, что участник размещения заказа является субъектом малого предпринимательства При таких обстоятельствах, заявитель жалобы считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны явку представителей в суд не обеспечили.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
От антимонопольного органа в материалы дела поступил отзыв, из которого следует, что УФАС по Камчатскому краю не согласно с доводами жалобы Агентства, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
12.10.2011 Заказчиком - Государственным учреждением здравоохранения "Камчатский краевой онкологический диспансер" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку марли и ваты; начальная (максимальная) цена контракта составила 178.833, 33 рубля.
Согласно вышеназванному извещению, заказ размещается у субъектов малого предпринимательства, статус которых определяется статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При этом заявки, поданные участниками, не являющимися данными субъектами, подлежат отклонению.
В размещении заказа приняли участие шесть участников - ООО "Центр Управленческих Услуг-Текс", ООО "Ситифарм", ООО "Медтехника-Сервис", ИП Ткаченко И.В., ИП Кальчук Ю.А и ООО "Торговый Дом Северснаб".
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок оформлен протокол от 19.10.2011 N 549-11МП (0338200002211000055), согласно которому котировочная комиссия, созданной приказом руководителя Агентства государственного заказа Камчатского края от 21.02.2011 N 16 отклонила заявки ООО "Центр Управленческих Услуг-Текс", ООО "Ситифарм", ИП Кальчук Ю.А и ООО "Торговый Дом Северснаб" на основании части 4 статьи 15 и части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов в связи с тем, что данные участники не указали в котировочных заявках, что они являются субъектами малого предпринимательства.
Этим же протоколом победителем в проведении запроса котировок признано ООО "Медтехника-Сервис", предложившее наиболее низкую цену в размере 156.500 рублей. Участником размещения заказа, предложение которого содержит лучшие условия после победителя, признан ИП Ткаченко И.В. с предложенной ценой 171.500 рублей.
Не согласившись с отклонением своей заявки, ООО "Торговый Дом Северснаб", подал жалобу в Камчатское УФАС России, на основании которой Комиссией УФАС по Камчатскому краю проведена внеплановой проверки по контролю в сфере размещения заказов, по результатам проведения которой 28.10.2011 принято решение по делу N 21-06/133-11Ж, пунктом 1 которого жалоба ООО "Торговый Дом Северснаб" признана обоснованной.
Пунктом 2 данного решения в действиях котировочной комиссии признано нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
Этим же решением постановлено выдать котировочной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов и передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в соответствии с частью 6 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пункты 3, 4 решения).
02.11.2011 Камчатским УФАС России выдано предписание от 28.10.2011, согласно которому котировочной комиссии предписано прекратить нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 19.10.2011 N 549-11МП (0338200002211000055) и провести процедуру рассмотрения и оценки данных заявок в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и требованиями, установленными в извещении о проведении запроса котировок, о чем сообщить в Камчатское УФАС России в срок до 21.11.2011 (л.д. 42).
Во исполнение вышеуказанного предписания Агентство сообщило в Камчатское УФАС России, что 10.11.2011 котировочной комиссией проведено повторное рассмотрение и оценка котировочных заявок, о чем был составлен протокол от 10.11.2011, согласно которому все шесть участников, подавшие заявки (ООО "Центр Управленческих Услуг-Текс", ООО "Ситифарм", ООО "Медтехника-Сервис", ИП Ткаченко И.В., ИП Кальчук Ю.А и ООО "Торговый Дом Северснаб"), признаны соответствующими установленным требованиям. Победителем в проведении запроса котировок признано ООО "Торговый Дом Северснаб, предложившее наименьшую цену контракта в размере 139.800 рублей.
Не согласившись с решением и предписанием Комиссии Камчатского УФАС России от 28.10.2011 по делу N 21-06/133-11Ж, Агентство государственного заказа Камчатского края обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказа, Закон N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов установлено, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В соответствии со статьей 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы (статья 45 Закона N 94-ФЗ).
Согласно статье 44 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка должна содержать следующие сведения: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа; идентификационный номер налогоплательщика; наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ; согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок; цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Иных требований к содержанию заявки Закон N 94-ФЗ не содержит.
В соответствии со статьей 15 названного Закона размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2 - 4 настоящего Федерального закона, с учетом положений данной статьи.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 указанной статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
В данном случае запрос котировок проводился для субъектов малого предпринимательства, о чем прямо указано в Извещении о проведении запроса котировок. Также в извещении установлено, что участники должны соответствовать требованиям, определенным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 47 этого Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
В силу части 3 статьи 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Следовательно, котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, ООО "Торговый Дом Северснаб" является субъектом малого предпринимательства.
В данном случае основанием для отклонения котировочной заявки ООО "Торговый Дом Северснаб" явилось не указание в заявке на то, что Общество является субъектом малого предпринимательства.
Между тем, из содержания котировочной заявки ООО "Торговый Дом Северснаб" от 17.10.2011 N 39 следует, что она в полной мере соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и статьей 44 Закона N 94-ФЗ и содержит все предусмотренные данным законоположением сведения. При этом, данная заявка заполнена по форме котировочной заявки, установленной в документации непосредственно заказчиком, которая не предусматривает в себе возможности указания участником размещения заказа сведений о том, что он является субъектом малого предпринимательства.
Поскольку указание в котировочной заявке на то, что участник размещения заказа является субъектом малого предпринимательства, не является одним из обязательных требований к содержанию заявки, предусмотренных статьей 44 Закона N 94-ФЗ, а поданная ООО "Торговый Дом Северснаб" котировочная заявка соответствует требованиям статьи 44 Закона N 94-ФЗ, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах у Агентства отсутствовали основания для отклонения в принятии котировочной заявки ООО "Торговый Дом Северснаб" в силу положений части 4 статьи 15 и пункта 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
Следовательно, решение антимонопольного органа от 28.10.2011 по делу N 21-06/133-11Ж является законным, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
В части 10 статьи 17 Закона N 94-ФЗ установлено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданное в соответствии с частью 9 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Поскольку предписание от 28.10.2011 вынесено на основании указанного решения УФАС по Камчатскому краю, которое настоящим постановлением в оспариваемой части признано законным, оно также является соответствующим положениям Закона N 94-ФЗ, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - соответствующими материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции, влекущих безусловную отмену решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 26.12.2011 по делу N А24-4681/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
В части 10 статьи 17 Закона N 94-ФЗ установлено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданное в соответствии с частью 9 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Поскольку предписание от 28.10.2011 вынесено на основании указанного решения УФАС по Камчатскому краю, которое настоящим постановлением в оспариваемой части признано законным, оно также является соответствующим положениям Закона N 94-ФЗ, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным."
Номер дела в первой инстанции: А24-4681/2011
Истец: Агентство государственного заказа Камчатского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: ГУЗ "Камчатский краевой онкологический диспансер", ООО "Торговый Дом Северснаб"