г. Ессентуки |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А63-6017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 по делу N А63-6017/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста" (ИНН 2632073462, ОГРН 1042600205196)
к администрации города Пятигорска (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575),
муниципальному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства
администрации г. Пятигорска" (ИНН 2632035266, ОГРН 1022601619138)
о признании недействительным уведомления N 211 от 20.09.2010 года муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска", отказа от 26.04.2011 года администрации г. Пятигорска в размещении рекламной конструкции (судья Русанова В.Г.),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Веста": Логинова О.Ю. (доверенность N 28 от 23.08.2011);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Веста", г. Пятигорск (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Пятигорска (далее - администрация) и муниципальному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска" (далее - управление архитектуры и градостроительства) о признании недействительным уведомления N 211 от 20.09.2010 года муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска", отказа от 26.04.2011 года администрации г. Пятигорска в размещении рекламной конструкции (с учетом уточненных требований).
Заявление мотивировано тем, что установленная обществом вывеска не является рекламной конструкцией, в связи с чем не имелось оснований для вынесения управлением архитектуры и градостроительства уведомления N 211 от 20.09.2010 года о необходимости получения от администрации разрешения на установку рекламной конструкции. Считает, также, что отказ администрации от 26.04.2011 года в размещении вывески по причине нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа необоснованным и немотивированным.
Решением суда от 19.10.2011 требований общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с таким решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
В судебном заседании 27.02.2012 представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, управление архитектуры и градостроительства о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие администрации, управления архитектуры и градостроительства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, 24.11.2010 года обществом получено уведомление N 211 от 20.09.2010 года о необходимости в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и Положением "О порядке выдачи разрешений на установку рекламной конструкции на территории города Пятигорска", утвержденного решением от 26.06.2008 года N 82-32 государственной думы города Пятигорска Ставропольского края (далее - Положение от 26.06.2008 года N 82-32) в недельный срок представить в отдел рекламы управления архитектуры и градостроительства документы и сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламных конструкций, расположенных на фасаде здания и (или) прилегающей территории по адресу: г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 11 для получения соответствующего разрешения от администрации города либо произвести демонтаж самовольно установленного средства наружной рекламы.
В уведомлении указано на то, что в случае его неисполнения к обществу будут применены меры административного воздействия.
Считая, что уведомление носит императивный характер, общество, не согласившись с выводами управления архитектуры и градостроительства, тем не менее, приступило к сбору необходимых для получения разрешения на установку рекламной конструкции документов.
Получив от инстанций пакет необходимых документов, общество обратилось в администрацию с заявлением о получении разрешения на рекламную конструкцию.
26.04.2011 года общество получило отказ в размещении средства наружной рекламы по причине нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Не согласившись с доводами управления архитектуры и градостроительства и администрации, изложенными в уведомлении и отказе, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Доводы общества судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Согласно статье 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право исполнения своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Общество имеет свое фирменное наименование ("Веста"), зарегистрированное в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания 07.10.2010 года. Обществу выдано свидетельства N 405626 и N 419916 на товарный знак.
Общество в рамках действующего гражданского законодательства в целях доведения до сведений потребителей места нахождения и фирменного наименования, зарегистрированного в установленном порядке как товарный знак, на въездных воротах общества по юридическому адресу: г. Пятигорск, Черкесское шоссе, 11 установило вывеску на въезде на территорию общества.
Вывеска установлена как объемно-пространственные буквы форматом 1,4 Х 8,5 м и состоит из слова - ВЕСТА, кровельные и фасадные системы, с графическим изображением товарного знака.
Согласно кадастровому паспорту объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:33:010101:0115:1264/186:1000/Б, договору купли-продажи земельного участка от 09.04.2007 года, свидетельству N 26-26-33/023/2007-711 от 15.06.2007 года за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок, на котором и расположена производственная база общества. Других объектов собственности на территории, перед которой установлена вывеска, не имеется.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее -Федеральный закон N 108-ФЗ) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать интерес к этим лицам, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование своей организации, место ее нахождение (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 2 Положения от 26.06.2008 года N 82-32 думы города Пятигорска Ставропольского края под рекламными конструкциями понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта:
1) щитовые установки (щиты, стенды) - отдельно стоящие конструкции, имеющие внешние поверхности для размещения рекламы и информации и состоящие из фундамента, каркаса и рекламно-информационного поля;
2) перетяжки - состоят из устройства крепления, устройства натяжения и информационного поля, могут изготавливаться из жестких материалов, из материалов на мягкой основе;
3) динамические рекламоносители - конструкции с размещаемыми в одной плоскости несколькими рекламными изображениями;
4) флаги (флаговые композиции) - средства наружной рекламы и информации, состоящие из основания (могут использоваться опоры освещения, здания, сооружения и т.д.) и одного или нескольких флагштоков и мягких полотнищ;
5) объемно-пространственные конструкции - преимущественно крышные установки, размещаемые полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше, состоят из элементов крепления, несущей части конструкции и информационной установки. Проекты крышных установок должны обеспечивать безопасность эксплуатации и ветроустойчивость с учетом конкретного размещения;
6) настенные панно - средства наружной рекламы и информации, размещаемые на плоскости стен зданий и сооружений в виде изображения, нанесенного непосредственно на стену, или конструкции, состоящей из элементов крепления, каркаса и информационного поля. Для настенных панно в виде конструкций обязательно разрабатывается проект или дизайн-проект, в котором должна быть обеспечена безопасность эксплуатации и ветроустойчивость с учетом конкретного размещения;
7) панель-кронштейны - двусторонние плоскостные конструкции, устанавливаемые на опорах (на собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения);
8) консоль-панели - двусторонние конструкции, устанавливаемые на зданиях и сооружениях;
9) маркизы - выполняются в виде козырьков и навесов с нанесенной на них рекламной информацией и размещенные над витринами, входами или проемами зданий и сооружений, состоят из элементов крепления, каркаса и информационного поля, выполненного на мягкой или жесткой основе;
10) проекционные установки, электронные табло, видеоэкраны - предназначены для воспроизведения рекламы и информации с помощью светоотражающих элементов и (или) источника светового излучения;
11) штендеры - размещаются на прилегающей к предприятию (организации) территории. Штендеры могут быть одно- или двусторонними, без подсветки и иного технического оснащения, площадь одной стороны не превышает 1,0 кв. м, размещаются как в пешеходных зонах и на тротуарах, так и вдоль проезжей части не далее 10 м от входа в предприятие. Запрещается установка штендеров при ширине тротуара менее 1,5 м;
12) иные рекламные конструкции.
В Информационном письме от 25.12.98 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что размещение вывески с наименованием юридического лица на въезде на территорию завода, в котором юридическое лицо осуществляется свою деятельность, не может быть отнесено к сведениям, которые указываются на рекламной конструкции, указанные обществом сведения в силу гражданского законодательства для юридического лица является обязательными.
В данном случае размещение такой конструкции не призвано формировать интерес неопределенного круга лиц к этому юридическому лицу, и не является рекламной информацией. Конструкция с указанием наименования юридического лица, расположенная перед территорией юридического лица, в котором лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, не имеет признаков рекламы, поскольку не направлена на привлечение внимания покупателей к юридическому лицу и к его товарам с целью способствовать их реализации.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что у управления архитектуры и градостроительства отсутствовали основания для обязания общества получить разрешение на установку вывески со ссылкой на Закон о рекламе и Положение от 26.06.2008 года N 82-32.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что уведомление от 20.09.2010 подлежит признанию недействительным, поскольку нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, возлагая на общество обязанность, не предусмотренную законом, неисполнение которой влечет ответственность.
В соответствии с пунктом 4 Положения от 26.06.2008 года N 83-32 к вывескам относятся расположенные вдоль поверхности стены конструкции, размер которых не превышает 2,0 кв. м, предназначенные для раскрытия или распространения либо доведения обязательной информации до потребителя в соответствии с федеральными законами, не содержащей сведений рекламного характера.
Вывеска может быть выполнена в виде одного настенного панно либо может состоять из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов), содержащих, как правило, неповторяющуюся информацию. Вывеска размещается на фасаде здания рядом со входными дверями в здание, помещение, занимаемое владельцем вывески, а в случае невозможности размещения рядом со входными дверями - не далее 10 м от входа либо над окнами помещения, занимаемого владельцем вывески.
Установка вывесок осуществляется только при наличии согласования с Управлением архитектуры и градостроительства г. Пятигорска на предмет соответствия вывески внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Пятигорска.
Из отказа от 26.04.2011 года N 981 администрации в размещении конструкции следует, что данной конструкцией нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения, вместе с тем, как указано в Положении, вывеска должна быть согласована с управлением архитектуры и градостроительства.
Кроме того, администрацией в материалы дела не приобщено заключение управления архитектуры и градостроительства, свидетельствующее об обоснованности вывода о несоответствии конструкции архитектурному облику города Пятигорска.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила судам первой и апелляционной инстанций доказательств обоснованности направленного обществу отказа.
В своем отзыве в суд первой инстанции администрация дает понятие архитектурного облика и указывает на тот факт, что понятие облика сложившейся застройки носит оценочный характер и решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий и сооружений в испрашиваемом месте установки рекламы. Вместе с тем, администрацией судам первой и апелляционной инстанций не представлено мотивированного заключения, каким именно особенностям архитектурных и градостроительных особенностей Черкесского шоссе в городе Пятигорске не соответствует вывеска общества.
Отказ администрации от 26.04.2011 года N 981 судом первой инстанции правомерно признан немотивированным и необоснованным, подлежащим признанию недействительным.
Суд первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 198, частями 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, обосновано восстановил пропущенный обществом срок для обжалования уведомления N 211 от 20.09.2010 года.
Апелляционная инстанция, исследовав порядок распределения судебных расходов судом первой инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его обоснованным и правомерным.
Доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 по делу N А63-6017/2011.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2011 по делу N А63-6017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее -Федеральный закон N 108-ФЗ) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать интерес к этим лицам, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
...
В Информационном письме от 25.12.98 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
...
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что у управления архитектуры и градостроительства отсутствовали основания для обязания общества получить разрешение на установку вывески со ссылкой на Закон о рекламе и Положение от 26.06.2008 года N 82-32.
...
Суд первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 198, частями 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, обосновано восстановил пропущенный обществом срок для обжалования уведомления N 211 от 20.09.2010 года."
Номер дела в первой инстанции: А63-6017/2011
Истец: ООО "Веста"
Ответчик: Администрация города Пятигорска
Третье лицо: МУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска", Администрация города Пятигорска, Муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска"