г. Самара |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А55-20441/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала - представителей Плотниковой Н.В. (доверенность от 20 июля 2011 года N 512), Липиной Е.В. (доверенность от 20 июля 2011 года N 509),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 10 января 2011 года N 2),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 февраля 2012 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2011 года по делу N А55-20441/2011, судья Мехедова В.В., принятое по заявлению ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала, ОГРН 1027700198767, г.Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ИНН 6315800805, ОГРН 1046300456234, г.Самара,
о признании незаконными акта проверки от 21 июля 2011 года N 08/В-06, предписания от 21 июля 2011 года N 08/2011-07,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Самарского филиала (далее - ОАО "Ростелеком", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными акта проверки министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) по соблюдению лесного законодательства от 21 июля 2011 года N 08/В-06 и предписания об устранении нарушения лесного законодательства N 08/2011-07 от 21 июля 2011 года.
На основании постановления правительства Самарской области от 28 апреля 2011 года N 165 министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство). Запись об изменении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19 мая 2011 года (ГРН 2116315041346).
В связи с изложенным судом первой инстанции произведена замена заинтересованного лица по данному делу на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2011 года (с учетом определения суда от 26 января 2011 года об исправлении опечатки) заявленные требования ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала удовлетворены частично, предписание министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 08/2011-07 от 21 июля 2011 года об устранении нарушения лесного законодательства признано незаконным. Производство по делу в части признания незаконным акта проверки министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 08/В-06 от 21 июля 2011 года прекращено. С министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных ОАО "Ростелеком" требований отказать, ссылаясь на соответствие законодательству оспариваемого предписания, арбитражную практику по аналогичным делам.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Ростелеком" отказать.
Представитель ОАО "Ростелеком" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2011 года государственным лесным инспектором Самарской области Темниковым А.А. была проведена внеплановая проверка выполнения предписания N 08/2011-02 от 29 марта 2011 года.
Уведомление о проведении выездной проверки ОАО "Ростелеком" отправлено заказным письмом с уведомлением 11 июля 2011 года и получено заявителем 13 июля 2011 года.
По результатам проверки в присутствии законного представителя ОАО "Ростелеком" Белесткина Е.А. (действовавшего на основании доверенности от 08 апреля 2011 года N 54) составлен акт N 08/В-06. Кроме того, в адрес общества вынесено предписание от 21 июля 2011 года N 08/2011-07 об устранении нарушений лесного законодательства (л.д.15-17, 18-19). Предписание обязывает заявителя заключить договор аренды участком лесного фонда для эксплуатации подземной линий связи в качестве конкретного мероприятия по устранению выявленных нарушений. При этом министерство ссылается на статьи 9, 45, 94 Лесного кодекса Российской Федерации
Согласно ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу положений п.1 ст.24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов без предоставления лесных участков.
Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а так же сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно п.3 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Между тем иное предусмотрено частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Данная правовая норма предусмотрена в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
При этом министерством не доказано, что общество на спорных участках лесного фонда в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев и иной растительности.
Кроме того, согласно п.4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 года N 578, (далее - Правила) в целях охраны линий и сооружения связи на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
С учетом изложенного у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора аренды лесных участков в целях эксплуатации линейных объектов - подземной линии связи.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 9908/11.
В связи с изложенным оспариваемое предписание министерства, содержащее требование заключить договор аренды, не соответствует лесному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части признания акта проверки N 08/В-06 от 21 июля 2011 года незаконным судом первой инстанции обоснованно прекращено, поскольку акт не является ненормативным правовым актом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 27 декабря 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2011 года по делу N А55-20441/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
При этом министерством не доказано, что общество на спорных участках лесного фонда в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев и иной растительности.
Кроме того, согласно п.4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 года N 578, (далее - Правила) в целях охраны линий и сооружения связи на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
С учетом изложенного у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора аренды лесных участков в целях эксплуатации линейных объектов - подземной линии связи.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 9908/11.
...
На основании ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части признания акта проверки N 08/В-06 от 21 июля 2011 года незаконным судом первой инстанции обоснованно прекращено, поскольку акт не является ненормативным правовым актом."
Номер дела в первой инстанции: А55-20441/2011
Истец: ОАО "Ростелеком" в лице Самарского филиала
Ответчик: Министерство лесного хозяйства,охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5471/12
10.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4285/12
06.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1348/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20441/11