г. Ессентуки |
|
5 марта 2012 г. |
Дело N А20-3017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2012 по делу N А20-3017/2011 (судья Добагова Л.К.),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (г.Нарткала, ул. Ленина, 62)
к Урванскому межрайонному отделу УФССП по Кабардино-Балкарской Республике (г.Нарткала, ул. Дзержинского, 6)
об оспаривании постановления от 05.09.2011,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Урванскому Межрайонному отделу УФССП по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отдел УФССП) о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 30000 рублей.
Решением суда от 10.01.2012 в удовлетворении требований инспекции отказано.
Инспекция обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Инспекция указывает на то, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ в связи с отсутствием возможности исполнить решение суда от 04.05.2011 в части списания задолженности в размере 3293803, 93 руб. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2011 по делу N А20-515/2011 суд обязал инспекцию выдать ОАО "Терекалмаз" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 18144795 рублей, 06.06.2011 выдал исполнительный лист серии АС 003399465.
15.06.2011 было возбуждено исполнительное производство N 11533/11/14/07 на основании указанного исполнительного листа. Судебный пристав-исполнитель 22.06.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением о разъяснении положений исполнительных действий и мер принудительного исполнения. Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2011 по делу N А20-515/2011 судебному приставу-исполнителю отказано в разъяснении положений исполнительного листа серии АС 003399465, выданного 06.06.2011.
Судебным приставом-исполнителем 28.07.2011 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 01.08.2011 требований исполнительного листа от 06.06.2011. Постановлением от 03.08.2011 исполнительные действия отложены до 17.08.2011 по ходатайству инспекции в связи с проведением мероприятий по списанию недоимки.
На основании данного решения в соответствии с Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ инспекцией было принято решение о списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, в которое не включена сумма задолженности, администрируемая Пенсионным фондом РФ в размере 3293803, 93 рублей, в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии -1334335, 68 рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии - 1795855, 70 рублей, пени на накопительную часть трудовой пенсии - 163612, 55 рублей.
Письмом от 15.08.2011 N 03-08/08988 инспекция уведомила судебного пристава-исполнителя Абазова Х.Х. о том, что налоговым органом принято решение о списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, за исключением сумм задолженности, администрируемых Пенсионным фондом РФ в размере 3293803, 93 рублей. В связи с этим должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа продлен до 22.08.2011.
Письмом от 25.08.2011 N 09/1-14/09404 инспекция повторно уведомила судебного пристава-исполнителя Нагудова А.А. о списании и выдаче ОАО "Терекалмаз" справки формы N 39-1 без указания задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, подлежащих списанию в соответствии с приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в полном объеме, судебный пристав - исполнитель 23.08.2011 вынес постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, назначении нового срока исполнения до 26.08.2011.
Судебный пристав - исполнитель Нагудов А.А. 05.09.2011 вынес постановление о наложении административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 30000 рублей.
Считая постановление от 05.09.2011 незаконным, в связи с отсутствием у инспекции возможности исполнить решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2011 в части списания задолженности в размере 3293803, 93 рублей и выдачи справки о состоянии расчетов без указания спорной суммы, инспекция обжаловала его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях за щиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пункту 1 статьи 105 Закона N 229 - ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с Закона N 229 - ФЗ, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Факт неисполнения инспекцией без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом после истечения срока для добровольного исполнения, и в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, подтверждается материалами дела и инспекцией не опровергнут в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что инспекция надлежаще и своевременно была уведомлена о возбуждении исполнительного производства и о совершении в отношении нее исполнительских действий.
Однако, несмотря на неоднократно предъявляемые судебным приставом к должнику требования о необходимости исполнения требований исполнительного документа, и имея реальную возможность исполнить законное требование пристава в установленные сроки, инспекция не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, не приняла меры в отношении своей обязанности по своевременному исполнению решения суда.
Нарушений установленного законом порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не выявлено.
Из материалов дела следует, что письмом от 02.09.2011 N 307/14-644 судебный пристав-исполнитель известил инспекцию о том, что 05.09.2011 будет рассматриваться административный материал о наложении штрафа по статье 17.15 КоАП РФ.
05.09.2011 в отношении инспекции был составлен протокол об административном правонарушении без номера и вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы инспекции о том, что налоговая инспекция не могла исполнить решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2011 в части списания задолженности в размере 3293803, 93 рублей и выдачи справки о состоянии расчетов без указания спорной суммы и ссылка на подпункт 2 пункта 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ, в соответствии с которым исполнительное производство подлежит прекращению в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Решением от 04.05.2011 суд обязал инспекцию выдать ОАО "Терекалмаз" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 18144795 рублей.
Инспекция не представила суду доказательств утраты возможности выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 3293803, 93 рублей. Довод о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" Пенсионный фонд РФ принимает решение о признании безнадежной к взысканию и списания задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку этот порядок не применяется в случаях, когда задолженность по уплате недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженность по начисленным пеням и штрафам признаны безнадежной ко взысканию в судебном порядке.
Кроме этого, инспекция не обжаловала решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2011 по делу N А20-515/2011, которым суд обязал инспекцию выдать ОАО "Терекалмаз" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 18144795 рублей. Данное решение вступило в законную силу, 06.06.2011 суд выдал исполнительный лист серии АС 003399465. Таким образом, в соответствии со статьей 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решение суда от 04.05.2011 по делу N А20-515/2011 должно быть исполнено после вступления его в законную силу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2012 по делу N А20-3017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекция не представила суду доказательств утраты возможности выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 3293803, 93 рублей. Довод о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" Пенсионный фонд РФ принимает решение о признании безнадежной к взысканию и списания задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку этот порядок не применяется в случаях, когда задолженность по уплате недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженность по начисленным пеням и штрафам признаны безнадежной ко взысканию в судебном порядке.
Кроме этого, инспекция не обжаловала решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.05.2011 по делу N А20-515/2011, которым суд обязал инспекцию выдать ОАО "Терекалмаз" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам без указания в ней задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов в сумме 18144795 рублей. Данное решение вступило в законную силу, 06.06.2011 суд выдал исполнительный лист серии АС 003399465. Таким образом, в соответствии со статьей 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решение суда от 04.05.2011 по делу N А20-515/2011 должно быть исполнено после вступления его в законную силу."
Номер дела в первой инстанции: А20-3017/2011
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N6 по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: Урванский МРО УФССП по КБР
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель Нагудов А. А., Урванский Межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики