город Омск |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А75-8028/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-151/2012) Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 ноября 2011 года по делу N А75-8028/2011 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по иску закрытого акционерного общества "Сибпромстрой" (ИНН 8602039225, ОГРН 1028600589490) к Администрации Сургутского района об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Сургутского района - Плужникова Е.В. по доверенности N 206 от 30.12.2011 сроком действия до 31.12.2012;
от закрытого акционерного общества "Сибпромстрой" - представитель не явился, извещено,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сибпромстрой" (далее - ЗАО "Сибпромстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации Сургутского района (далее - Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий по пункту 2.1 и приложению N 1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:03:000000:1572 площадью 1, 6765 га, расположенного по адресу: Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, первая Солнечная промзона.
Исковые требования мотивированы тем, что условия спорного пункта и приложения договора в редакции ответчика противоречат действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-8028/2011 пункт 2.1 и приложение N 1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:03:000000:1572 площадью 1, 6765 га, расположенного по адресу: Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, первая Солнечная промзона, 1.10/1 приняты в редакции ЗАО "Сибпромстрой", этим же решением с Администрации в пользу ЗАО "Сибпромстрой" взыскано 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на недоказанность факта нахождения объекта недвижимости в государственной либо муниципальной собственности до его продажи с публичных торгов. Ссылается на то, что не имеется документов, которые содержат индивидуализирующие признаки объекта недвижимости.
ЗАО "Сибпромстрой" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Сибпромстрой", извещённого надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился. От истца до начала судебного заседания поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Сибпромстрой" принадлежит на праве собственности нежилое здание Административно-бытовой корпус на производственной базе СМУ-8 в п. Солнечный Сургутского района, гостиница с помещениями общественного назначения, общей площадью 1351,1 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.07.2007 серии 72 НК 438933 (л.д. 25, 26).
В 2009 году истец обратился в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, на котором находится принадлежащее ему нежилое здание.
В процессе заключения договора между сторонами возникли разногласия по пункту 2.1 договора и приложения N 1 к договору, касающиеся выкупной цены земельного участка.
Согласно пункту 2.1 договора в редакции Администрации цена земельного участка составляет 435 102 руб. 05 коп., расчёт стоимости выкупной цены определён в приложении N 1 договора.
Истец предложил выкупную цену земельного участка в сумме 72 517 руб., которая рассчитана им исходя из 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в размере 2900980, 30 руб., указанной в кадастровом паспорте от 13.09.2010 N 8603/210/10-20096.
Наличие указанных разногласий явилось основанием для обращения ЗАО "Сибпромстрой" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворение заявленных требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5). В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяется субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам, в частности, относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведённых на месте разрушенных или снесённых либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении вышеуказанными лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населённых пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населённых пунктов в размере от трёх до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2005 N 132-ОЗ "О цене земельных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определяет цену земельных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 ЗК РФ, со статьёй 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 1 названного закона установлено, что до 1 января 2010 года цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности определяется в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости для целей продажи:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков.
При этом, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрёл ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Довод ответчика о недоказанности того, что спорный объект недвижимости находился в государственной или муниципальной собственности судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный в силу следующего.
Из материалов дела следует, что приватизация производственного строительно-монтажного объединения "Обьтрубопроводстрой" состоялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом администрации Ханты-Мансийского округа N 279 от 19.05.1993 "О преобразовании производственного строительно-монтажного объединения "Обьтрубопроводстрой" в акционерное общество открытого типа "Сургуттрубопроводстрой" был утверждён план приватизации государственного объединения.
Кроме того, как усматривается из материалов дела и не опровергнуто ответчиком, на объект "административно-бытовой комплекс с гостиницей" было получено свидетельство о государственной регистрации от 26.09.2002 серии 86-АА N 407420, объект права: нежилое здание общей площадью 782 кв.м., этажность - 1,расположенный по адресу: Россия, ХМАО, Сургутский район, пос. Солнечный (л.д. 31). При этом объект "административно-бытовой комплекс с гостиницей" на момент регистрации права собственности в 2002 году именовался "административно-бытовой комплекс". В результате проведённой реконструкции на объекте "административно-бытовой комплекс" ЗАО "Сибпромстрой" было выдано новое свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2007 серии 72НК за N 438933. Сам объект претерпел изменения, как в наименовании, так и технических показателях, что подтверждается выпиской N 715 из единого государственного реестра объектов капитального строительства от 20.04.2007 (л.д. 29), справкой N 19341 от 20.04.2007 (л.д. 30) и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.07.2007 серии 72НК N 438933. Таким образом, с июля 2007 года объект "административно-бытовой комплекс" стал именоваться "административно-бытовой комплекс с гостиницей".
Решением Сургутского городского суда от 22.11.2001 установлен юридический факт того, что отчуждение из государственной собственности объекта недвижимого имущества, который расположен на земельном участке, передаваемого в собственность истцу, произошло в результате продажи с публичных торгов имущества акционерного общества открытого типа "Сургуттрубопроводстрой".
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ установленные указанным судебным актом суда общей юрисдикции обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Более того, ответчик в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил доказательств того, что на спорном земельном участке имелись такого же рода объекты, чтобы можно было сделать вывод о выкупе иного объекта. Не представлено также доказательств того, что после выкупа на земельном участке был построен иной объект недвижимости.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ЗАО "Сибпромстрой" в силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет право приобрести земельный участок в собственность по цене определяемой как 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, о чём обществом и было указано в заявлении, поданным в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Таким образом, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Администрации оставляется без удовлетворения.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 ноября 2011 года по делу N А81-3887/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 1 названного закона установлено, что до 1 января 2010 года цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности определяется в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости для целей продажи:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков.
При этом, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрёл ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
...
Из материалов дела следует, что приватизация производственного строительно-монтажного объединения "Обьтрубопроводстрой" состоялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
...
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ установленные указанным судебным актом суда общей юрисдикции обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела."
Номер дела в первой инстанции: А75-8028/2011
Истец: ЗАО "Сибпромстрой"
Ответчик: Администрация Сургутского района