г. Владивосток |
|
07 марта 2012 г. |
Дело N А59-3467/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Н.А. Скрипки
судей: С.М. Синицыной, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-1031/2012
на решение от 19.12.2011 судьи В.В. Иванова
по делу N А59-3467/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Прокурора Сахалинской области
к ОАО "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), в лице универсального дополнительного офиса N 077 Южно-Сахалинского отделения N 8567-филиала ОАО "Сбербанк России", Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области (ИНН 6505009750, ОГРН 1026500869856)
третье лицо Главное управление Центрального банка России по Сахалинской области
о признании недействительным государственного контракта от 23.12.2010
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сахалинской области обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области (далее УПФР по Невельскому району, Управление), Открытому акционерному обществу "Сбербанк России" в лице универсального дополнительного офиса N 077 Южно-Сахалинского отделения N 8567 - филиала ОАО "Сбербанк России", (далее ОАО "Сбербанк России", банк) с иском о признании недействительным в силу ничтожности государственного контракта N2 от 23.12.2010 на открытие счета, заключенного между УПФР по Невельскому району и ОАО "Сбербанк России" и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ОАО "Сбербанк России" закрыть расчетный счет Государственного учреждения - УПФР по Невельскому району N40401810450340037606.
Определением суда от 15.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Центрального Банка РФ (Банк России) по Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.12.2011 исковые требования прокурора Сахалинской области удовлетворены. Признан недействительным в силу ничтожности государственный контракт N 2 от 23.12.2010 об открытии счета, заключенный между Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области и ОАО "Сбербанк России", в целях обеспечения государственных нужд. Суд обязал ОАО "Сбербанк России" закрыть расчетный счет Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области N 40401810450340037606. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 2000 рублей государственной пошлины. С ОАО "Сбербанк России" в доход федерального бюджета Российской Федерации 2000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда от 19.12.2011, ответчик - УПФР по Невельскому району обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просил принять новый судебный акт. В обоснование своих доводов ответчик указал, что законодателем не установлено каких-либо ограничений по открытию органами Пенсионного фонда банковских счетов в других банках, помимо как в Банке России, о чем свидетельствует позиция Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.09.2004 N 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях. Ответчик указал, учитывая удаленность расположения Управления от Главного управления ЦБ РФ, от Холмского РКЦ, дорожные и метеорологические условия на юге Сахалина, а также учитывая требования законодательства о соблюдении принципов Бюджетного Кодекса Российской Федерации (результативности, эффективности расходования бюджетных средств и принципа прозрачности использования бюджетных средств), оспариваемый контракт заключен на условиях безвозмездности, без взимания комиссий, тем самым ущерб бюджету УПФР не нанесен, указанный контракт основан на законе, в случае признания государственного контракта недействительным, невозможно вернуть в бюджет УПФР по Невельскому району Сахалинской области денежные средства, которые использованы по данному контракту, в настоящее время удовлетворение исковых требований прокурора неактуально, в связи с окончанием действий государственного контракта.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени его проведения, не явились.
В канцелярию суда от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел заявленное ходатайство и удовлетворил его.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц. Участвующих в деле, по имеющимся материалам.
В канцелярию суда от третьего лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 01.11.2010 на официальном сайте Российской Федерации по размещению заказов для государственных нужд Отделом было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на предоставление услуги кредитной организации-банка по открытию и обслуживанию банковского счета Управления, открываемого на балансовом счете 40401 "Пенсионный фонд РФ" с символами "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета.
С учетом признания открытого конкурса несостоявшимся и по согласованию с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области между Управлением и ОАО "Сбербанк России" заключен государственный контракт N 2 от 23.12.2010, предметом которого являлось открытие банком бюджетного счета Управлению, открываемого на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символами "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета в валюте Российской Федерации, и осуществление расчетно-кассового обслуживания Управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Банком России и его филиалами, а также условиями государственного контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта банк принял на себя обязательство открыть Управлению бюджетный счет N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символами "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета на основании представленного заявления на открытие счета и в соответствии с нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 7.1 контракт вступает в силу с 01.01.2011 и действует до 31.12.2011.
Во исполнение условий контракта банк открыл Управлению счет N 40401810450340037606 в дополнительном офисе N 077 Южно-Сахалинского отделения N 8567 Филиала АКБ Сберегательного банка Российской Федерации.
Прокурор, полагая, что сделка является недействительной (ничтожной), совершена с нарушением положений статей 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку при наличии юридической и фактической возможности обслуживания соответствующей территории РКЦ ЦБ РФ, оснований для привлечения на конкурсной основе коммерческого банка для осуществления операций со счетами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и расчетно-кассового обслуживания ГУ УПФ по Сахалинской области не имелось, обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с соответствующим иском.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями.
Требования названных статей распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку в соответствии со статьями 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь участником бюджетного процесса, входящим в бюджетную систему Российской Федерации (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации), финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета, в связи с чем на правоотношения, связанные с получением бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 названного кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального Банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В соответствии со статьями 83-85 Федерального закона от 10.06.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный Банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят его территориальные учреждения; территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений, учреждения Банка России могут создаваться не во всех субъектах Российской Федерации и не во всех муниципальных образованиях. В таких случаях на территории соответствующего субъекта Российской Федерации действует учреждение Банка России, созданное по признаку объединения территорий субъектов Российской Федерации. Одновременно в составе территориальных учреждений Банка России действуют на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры, которые могут располагаться на территориях различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что положение "о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе, должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. Таким образом, если обстоятельств, объективно препятствующих территориальному учреждению Банка России в выполнении функции по обслуживанию счетов бюджетов, не имеется, данное учреждение не вправе отказаться от заключения с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответствующего договора.
При этом под "соответствующей территорией" в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Как установлено при рассмотрении дела, на территории субъекта Российской Федерации - Сахалинской области имеется обособленное подразделение Банка России - Главное управление Банка России по Сахалинской области, кроме этого действуют Головной расчетно - кассовый центр г. Южно-Сахалинска и расчетно-кассовые центры г. Холмска, г. Поронайска, г. Охи, г. Томари, г.Углегорска и пгт. Тымовское, которые имеют фактическую и юридическую возможность обслуживания бюджетных счетов отделов Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенных в других муниципальных образованиях Сахалинской области. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела отзывом Главного управления ЦБ РФ по Сахалинской области N 2- 25/9079 от 07.12.2011. Однако с предложением принять на обслуживание в названные РКЦ Управление не обращалось.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования.
При этом указанным законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, статьей 16 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии учреждений Банка России - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона N 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Статьями 17 и 18 Закона N 167-ФЗ определено, что бюджет настоящего фонда формируется также за счет средств федерального бюджета; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются в том числе на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Все средства Пенсионного фонда Российской Федерации, как поступающие в доход бюджета фонда, так и направляемые на определенные цели согласно структуре расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации". При этом законодателем не делаются исключения в части возможности размещения средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, в кредитных организациях.
Следовательно, оспариваемый счет, открытый Управлением в ОАО "Сбербанк России", предназначен для обслуживания бюджетных денежных средств (в том числе, и выделяемых на содержание аппарата Управления) и ведение такого счета входит в функции Банка России.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что заключение ответчиками договора банковского счета в коммерческом банке при наличии возможности осуществления банковских операций с бюджетными средствами организациями Центрального Банка Российской Федерации противоречит статье 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что допущенные ответчиками при заключении государственного контракта N 2 от 23.12.2010 нарушения в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влекут недействительность (ничтожность) оспариваемой сделки.
В силу статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной слуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки предусмотрены законом.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что государственный контракт N 2 от 23.12.2010, заключенный УПФР по Невельскому району Сахалинской области в нарушение требований бюджетного законодательства, подлежит признанию недействительным с применением к нему последствий его недействительности в виде закрытия вышеназванного банковского счета.
Суд апелляционной инстанции не принял доводы заявителя жалобы о том, что законодателем не установлено каких-либо ограничений по открытию органами Пенсионного фонда банковских счетов в других банках, помимо как в Банке России, о чем свидетельствует позиция Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.09.2004 N 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях, как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права.
Доводы апеллянта о том, что, учитывая удаленность расположения Управления от Главного управления ЦБ РФ, от Холмского РКЦ, дорожные и метеорологические условия на юге Сахалина, также требования законодательства о соблюдении принципов Бюджетного Кодекса Российской Федерации (результативности, эффективности расходования бюджетных средств и принципа прозрачности использования бюджетных средств), оспариваемый контракт заключен на условиях безвозмездности, без взимания комиссий, тем самым ущерб бюджету УПФР не нанесен, указанный контракт основан на законе, отклонены апелляционным судом, поскольку участник бюджетного процесса обязан соблюдать требования бюджетного законодательства при распоряжении средствами бюджета.
Суд апелляционной инстанции счел необоснованными доводы апелляционной жалобы об окончании срока действия обжалуемого контракта ввиду того, что окончание срока действия государственного контракта с учетом положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влияет на законность и правомерность действий по заключению оспариваемого государственного контракта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счёл, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на УПФР по Невельскому району Сахалинской области. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Управление в настоящем деле не выступает в защиту государственных или общественных интересов, а является ответчиком по спору, возникшему из гражданско-правового договора, в связи с чем не освобождается от уплаты госпошлины по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.12.2011 по делу N А59-3467/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы апеллянта о том, что, учитывая удаленность расположения Управления от Главного управления ЦБ РФ, от Холмского РКЦ, дорожные и метеорологические условия на юге Сахалина, также требования законодательства о соблюдении принципов Бюджетного Кодекса Российской Федерации (результативности, эффективности расходования бюджетных средств и принципа прозрачности использования бюджетных средств), оспариваемый контракт заключен на условиях безвозмездности, без взимания комиссий, тем самым ущерб бюджету УПФР не нанесен, указанный контракт основан на законе, отклонены апелляционным судом, поскольку участник бюджетного процесса обязан соблюдать требования бюджетного законодательства при распоряжении средствами бюджета.
Суд апелляционной инстанции счел необоснованными доводы апелляционной жалобы об окончании срока действия обжалуемого контракта ввиду того, что окончание срока действия государственного контракта с учетом положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влияет на законность и правомерность действий по заключению оспариваемого государственного контракта.
...
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на УПФР по Невельскому району Сахалинской области. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Управление в настоящем деле не выступает в защиту государственных или общественных интересов, а является ответчиком по спору, возникшему из гражданско-правового договора, в связи с чем не освобождается от уплаты госпошлины по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Номер дела в первой инстанции: А59-3467/2011
Истец: Прокурор Сахалинской области
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области, ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области, Невельский доп.офис Южно-Сахалинского отделения N 8567/077 АК СБ РФ, ОАО "Сбербанк России", ОАО "Сбербанк России" в лице универсального дополнительного офиса N 077 Южно-Сахалинского отделения N 8567, ОАО Сбербанк России в лице Южно-Сахалинского отделения N8567
Третье лицо: Главное управление Центрального банка России по Сахалинской области, Главное управление Центрального Банка РФ по Сах. обл.
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1031/12