г. Киров |
|
07 марта 2012 г. |
Дело N А29-4702/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Бойцовой Е.Д., действующей на основании доверенности от 12.05.2011 N 01-16/1388,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Фарватер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2011 по делу
N А29-4702/2011, принятое судом в составе судьи Тарасова Д.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фарватер"
(ИНН: 1101083502, ОГРН: 1101101011769)
к администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)
о признании незаконным действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фарватер" (далее - заявитель, ООО "Фарватер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконными и отмене действий Администрации по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта "баня-сауна", оформленных в виде письма от 08.06.2011 N 03-353 и в виде постановления главы Администрации от 21.11.2011 N 11/3604. Заявитель просит обязать ответчика подготовить проект постановления о предварительном согласовании места размещения указанного объекта с утверждением акта выбора земельного участка от 02.02.2011 N 2936 и представить проект на подпись главы администрации в трехдневный срок.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ООО "Фарватер" считает, что заявление о выборе земельного участка было надлежащим образом оформлено, Администрация не возвращала его по причине несоответствия установленным требованиям. Указывает на то, что оспариваемый отказ не содержит ссылок на нормативные акты, на основании которых ответчик принял данное решение. По мнению Общества, поскольку содержание информационного сообщения о предоставлении спорного земельного участка не ставилось под сомнение Администрацией, суд первой инстанции неправомерно рассмотрел вопрос о его соответствии законодательству.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения. По ее мнению, заявление Общества о выделении земельного участка содержало недостоверные сведения и не соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а потому подлежало возврату. Также считает, что нарушен порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, установленный пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ.
Более подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
ООО "Фарватер" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.12.2010 ООО "Фарватер" обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "здания бани-сауны на 5 мест" в районе жилого дома по ул. Тентюковской, д. 529 (л.д. 106).
Письмом от 14.01.2011 N 01-12/10885 Администрация уведомила Общество о том, что вопрос о согласовании места размещения объекта рассматривался на очередном техническом Совете Администрации МОГО "Сыктывкар", который считает возможным размещение данного объекта при условии положительных согласований в соответствующих службах города. Технический Совет рекомендовал Администрации города согласовать Обществу место размещения объекта в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством (л.д. 103).
02.02.2011 комиссией оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта: "баня-сауна на 5 мест" в районе жилого дома N 115 по ул. Нагорной (л.д. 33). В акте отражено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар" земельный участок размещается в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки средне- и малоэтажными жилыми домами).
Суд первой инстанции установил, что месторасположение объекта, указанное в заявлении Общества (в районе жилого дома по ул. Тентюковской, д. 529) идентично месторасположению, указанному в акте выбора (в районе жилого дома N 115 по ул. Нагорной).
31.05.2011 Общество направило главе Администрации МОГО заявление об ускорении принятия решения по изданию локального правового акта в отношении испрашиваемого земельного участка (л.д. 105).
08.06.2011 Администрация письмом N 03-353 уведомила Общество о приостановлении работы над заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 104).
Как указано в письме, основаниями для данного решения послужило то обстоятельство, что Администрацией рассматривается вопрос о размещении на указанной территории многоквартирной жилой застройки. Администрация сообщила Обществу, что в ближайшее время будут проведены работы по формированию рассматриваемого земельного участка для жилищного строительства после уточнения кадастровых сведений и возможности присоединения объекта к сетям инженерного обеспечения (л.д. 104).
В период судебного разбирательства по данному делу, глава Администрации вынес постановление от 21.11.2011 N 11/3604, которым со ссылкой на п. 4 ст. 30, п. 6 ст. 31 ЗК РФ и Правила землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар", утвержденные решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30.04.2010 N 31/04-560 (далее - Правила землепользования и застройки), Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта: "баня-сауна на 5 мест" (л.д. 60).
Пунктом 2 указанного постановления Управлению архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации предписано провести работы по формированию спорного земельного участка для строительства многоквартирного в районе жилого дома N 115 по ул. Нагорной с целью реализации на торгах (л.д. 113).
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, руководствовался статьями 29-31 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 20 Правил землепользования и застройки и не установил оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, так как заявление ООО "Фарватер" о выборе земельного участка не могло быть принято к рассмотрению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обладает Администрация (пункт 8 статьи 20 Правил землепользования и застройки).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не относящегося к жилищному строительству, начинается с выбора земельного участка (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ), процедура которого урегулирована статьей 31 Кодекса.
В силу норм статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
При этом пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которые были опубликованы в издании "Панорама столицы", N 17/2, 12.05.2010.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом города Сыктывкара испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в зоне застройки средне- и малоэтажными жилыми домами (зона Ж-2).
Согласно разделу "Жилые зоны" статьи 41.2 Правил землепользования и застройки зона Ж-2 предназначена для застройки многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Как следует из писем Администрации от 08.06.2011 N 03-353 и постановления Администрации от 21.11.2011 N11/3604 отказ Обществу в предварительном согласовании места размещения объекта бытового обслуживания - бани-сауны обусловлен принятием Администрацией МО ГО "Сыктывкар" решения о формировании рассматриваемого земельного участков для строительства многоквартирного жилого дома.
Поскольку основным видом использования земельных участков в зоне Ж-2 является размещение жилых домов, Администрация в силу предоставленных ей полномочий имела право принять решение о предоставлении спорного земельного участка в приоритетном порядке для строительства жилого дома.
В этой связи постановление Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21.11.2011 N 11/3604 соответствует положениям статей 11, 29, 30, 31, 85 ЗК РФ и статье 41.2 Правил землепользования и застройки, является мотивированным и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Кроме того, суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается нарушение требований п. 1 ст. 31 ЗК РФ и пункта 1 статьи 20 Правил землепользования и застройки при подаче Обществом заявления о выделении земельного участка, а также нарушение законодательства при опубликовании информационного сообщения о предоставлении рассматриваемого земельного участка для строительства.
Вместе с тем, при указанных выше обстоятельствах, выявленные нарушения Обществом порядка обращения с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта самостоятельного правового значения не имеют.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2011 по делу N А29-4702/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
При этом пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
...
Поскольку основным видом использования земельных участков в зоне Ж-2 является размещение жилых домов, Администрация в силу предоставленных ей полномочий имела право принять решение о предоставлении спорного земельного участка в приоритетном порядке для строительства жилого дома.
В этой связи постановление Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21.11.2011 N 11/3604 соответствует положениям статей 11, 29, 30, 31, 85 ЗК РФ и статье 41.2 Правил землепользования и застройки, является мотивированным и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Кроме того, суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается нарушение требований п. 1 ст. 31 ЗК РФ и пункта 1 статьи 20 Правил землепользования и застройки при подаче Обществом заявления о выделении земельного участка, а также нарушение законодательства при опубликовании информационного сообщения о предоставлении рассматриваемого земельного участка для строительства."
Номер дела в первой инстанции: А29-4702/2011
Истец: ООО Фарватер
Ответчик: Администрация Муниципального образования городского округа Сыктывкар
Третье лицо: ООО "Фарватер"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13206/12
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13206/12
26.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13206/12
18.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1783/12
07.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-871/12
22.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4702/11