г. Воронеж |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А14-7553/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.02.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от администрации городского округа город Воронеж: Солтанова М.Ш., представителя по доверенности N 1006 от 10.01.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "Регламент": Духаниной Ю.О., представителя по доверенности N 61 от 21.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2011 по делу N А14-7553-2011 (судья Федосеева И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регламент" (ОГРН 1063667252076) к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733) о признании незаконными действий.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Регламент" (далее - заявитель, ООО "Регламент", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий по не включению объектов общества с ограниченной ответственностью "Регламент" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа, утвержденную постановлением Администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, по следующим адресам: ул. Матросова, д. 6 а; ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва; а также просит обязать администрацию городского округа город Воронеж внести изменения в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, включив в нее объекты общества с ограниченной ответственностью "Регламент", расположенные по адресам: ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2011 по делу N А14-7553-2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, нарушение прав ООО "Регламент" вызвано не бездействием органа местного самоуправления, а Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж", в связи с чем, Общество может обжаловать не включение принадлежащих ему временных сооружений по адресам: ул. Матросова, д. 6 а; ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва только в порядке предусмотренном статьей 23 АПК РФ, путем оспаривания названного постановления администрации городского округа город Воронеж.
Также Администрация ссылается на то, что в настоящее время Постановление администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" в части не включения объектов, расположенных по адресам: ул. Матросова, д. 6 а; ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва не оспорено и не признано судом незаконным.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 20.04.2011 ООО "Регламент" обратилось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа принадлежащих Обществу торговых киосков, расположенных по следующим адресам: ул. Матросова, д. 6а; ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 была утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", однако торговые объекты Общества, указанные им в заявлении от 20.04.2011, в нее включены не были.
Общество, полагая, что действия Администрации по не включению данных объектов ООО "Регламент" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что не включение Администрацией на основании заявления Общества данных торговых киосков в Схему размещения нестационарных торговых объектов, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Как следует из материалов дела, ООО "Регламент" оспаривает действия Администрации по не включению объектов общества с ограниченной ответственностью "Регламент" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа, утвержденную постановлением Администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, по следующим адресам:
- ул. Матросова, д. 6а (ордер на установку павильона N 284-к, сроком действия до 29.07.2008),
- ул. Остужева, д. 3 (ордер на установку павильона N 219п от 06.09.2007 сроком действия до 06.09.2012),
- ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва (ордер на установку павильона N 78-п от 30.06.2006, сроком действия до 30.06.2011).
Из материалов дела следует, что ООО "Регламент" обращалось в Администрацию с заявлениями о продлении разрешения на эксплуатацию киоска по адресу ул. Матросова, д. 6а, а также о продлении разрешения на павильон по адресу ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва.
Согласно письму Управления главного архитектора N 08/4-10/3-6949 от 22.11.2011 заявление ООО "Регламент" о продлении ордера N 284к от 29.07.2005 на временное сооружение по ул. Матросова, 6а было рассмотрено на городской межведомственной комиссии "По установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (протокол N 14 от 17.11.2011, решение N 36) и принято решение - рекомендовать для внесения в схему.
Кроме того, в материалах дела имеется решение от 31.08.2011 по делу N А14-6057-2011, которым бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в не рассмотрении Межведомственной городской комиссией "По установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" заявления ООО "Регламент" по вопросу продления и выдаче разрешительной документации на эксплуатацию павильона, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Сибиряков (окружная дорога Курск-Москва) признано незаконным.
Поскольку на момент утверждения Администрацией схемы размещения нестационарных торговых срок действия выданных ООО "Регламент" ордеров на установку нестационарных торговых объектов не истек, у Администрации имелась обязанность по включению спорных нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по не включению в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории го рода Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 объектов Общества, расположенных по адресам: ул. Остужева, д. 3; ул. Героев Сибиряков, окружная дорога Курск - Москва и обязал администрацию городского округа город Воронеж внести изменения в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, включив в нее названные нестационарные торговые объекты.
Доводы, приведенные заявителем жалобы с учетом вышеизложенного, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка на ненадлежащий способ защиты Обществом своих прав апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку право выбора данного способа принадлежит заявителю и в данном случае соответствует сложившимся правоотношениям лиц, участвующих в деле. Внесение изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов законодательно не запрещено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Администрации государственной пошлины судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2011 по делу N А14-7553-2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
...
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
...
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы."
Номер дела в первой инстанции: А14-7553/2011
Истец: ООО "Регламент"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация городского округа г. Воронеж