г. Москва |
|
25 ноября 2010 г. |
Дело N А41-15725/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2010 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "НПК "Факел Фрязино": Цыганков Е.А., генеральный директор общества на основании выписки N 496 от 12.02.2010 г.; Герасимова Н.В., представитель по доверенности от 26.04.2010 г.;
от Администрации города Фрязино Московской области: Бурцева Т.К., представитель по доверенности N 1-45/1707 от 03.11.2010 г.,
от Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области: Борисова И.Р., представитель по доверенности N 1-32/672 от 05.03.2010 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Фрязино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 года по делу N А41-15725/10, принятое судьей Бирюковой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Факел Фрязино" о признании незаконным отказа Администрации города Фрязино Московской области в реализации преимущественного права приобретения имущества,
с участием в качестве заинтересованных лиц: Администрации города Фрязино Московской области, Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Факел Фрязино" (далее - ООО "НПК "Факел Фрязино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Фрязино Московской области о признании незаконным отказа Администрации города Фрязино Московской области в реализации ООО "Научно-производственная компания "Факел Фрязино" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: нежилых помещений подвала (на плане БТИ комнаты N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 31, 32, 33, 34, 35, 36) общей площадью 484,3 кв.м., расположенных в нежилом здании по адресу: 141190, Московская область, г.Фрязино, ул.Вокзальная, д.2; обязании Администрации города Фрязино Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НПК "Факел Фрязино" путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и заключения договора купли-продажи нежилых помещений подвала (на плане БТИ комнаты N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 31, 32, 33, 34, 35, 36) общей площадью 484,3 кв.м., расположенных в нежилом здании по адресу: 141190, Московская область, г.Фрязино, ул.Вокзальная, д.2 (том 1 л.д.2-7).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация города Фрязино Московской области и Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 года заявленные ООО "НПК "Факел Фрязино" требования удовлетворены в полном объеме (том 1 л.д.103-105).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация города Фрязино Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1 л.д.114-123).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области доводы заявителя апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "НПК "Факел Фрязино" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, муниципальному образованию город Фрязино Московской области на праве собственности принадлежит 3-х этажное здание клуба и ресторана общей площадью 3491,50 кв.м., инв.N 1903, лит.А, А1, расположенное по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д.2, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 АГ N 293611 от 14.06.2001 г. (том 1 л.д.80).
Между Комитетом по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации г. Фрязино Московской области (арендодатель) и ООО "НПК "Факел Фрязино" (арендатор) 26 апреля 2001 года был заключен договор N 9/01 аренды муниципального недвижимого имущества: здание клуба "Факел", расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д.2 сроком на 3 года с даты государственной регистрации (том 1 л.д.12-22).
Договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в установленном законом порядке 14 июня 2001 года за N 50-01/442.2001-01401 (том 1 л.д.12).
Впоследствии срок договора продлен сторонами до 14 июня 2009 года, изменения N 10 к договору аренды N 9/01 от 26 апреля 2001 года зарегистрированы Московской областной регистрационной палатой 27 мая 2004 года за N50-1/44-04/2004-66 (том 1 л.д.23).
Дополнительным соглашением N 16 от 01.01.2008 г. о внесении изменений в вышеуказанный договор, стороны уточнили площадь передаваемого в аренду нежилого помещения: нежилое помещение подвала, площадью 484,3 кв.м., из них комнаты по техническому паспорта БТИ N N 34,35 площадью 160,1 кв.м. под кафе и комнаты NN 1-6, 31-33, 36 площадью 324,2 кв.м. под организацию платного досуга и отдыха (том 1 л.д.24-25).
Дополнительным соглашением N 18 от 21.04.2009 г. срок действия договора аренды был продлен до 30 июня 2010 года (том 1 л.д.26).
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "НПК "Факел Фрязино" 15 марта 2010 года обратилось в Администрацию города Фрязино Московской области с заявлением о выкупе арендуемого нежилого помещения (том 1 л.д.10).
В ответ на указанное обращение Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области письмом от 12 апреля 2010 года исх.N 136-A/1057 отказал ООО "НПК "Факел Фрязино" в заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, со ссылкой на то обстоятельство, что арендуемое муниципальное помещение не включено в план приватизации и планируется его передача в оперативное управление муниципальному учреждению. Кроме того, в указанном письме содержалась информация о том, что договор аренды муниципального имущества от 26 апреля 2001 года N 9/01 после окончания срока его действия 30 июня 2010 года продлен не будет, в связи с чем после указанной даты имущество подлежит возврату арендодателю (том 1 л.д.11).
Полагая отказ Администрации города Фрязино Московской области, выраженный в письме Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации города Фрязино Московской области письмом от 12 апреля 2010 года исх.N 136-A/1057 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "НПК "Факел Фрязино" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, признав наличие у общества преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии со статьями 3, 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу незаконности действий Администрации города Фрязино Московской области и о наличии у органа местного самоуправления обязанности заключить договор купли-продажи в отношении истребуемого объекта муниципальной собственности.
Оспаривая решение суда, Администрация города Фрязино Московской области ссылается на обстоятельство отсутствия оснований для передачи спорного объекта в собственность ООО "НПК "Факел Фрязино" ввиду не включения его прогнозный план приватизации и не сформированности его как самостоятельного объекта.
Арбитражный апелляционный суд полагает данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, нормы вышеуказанного закона возникновение права преимущественного выкупа связывают с наличием и соблюдением совокупности вышеперечисленных условий.
При этом, согласно пункту 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 г. N 134 субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, согласно налоговой декларации ООО "НПК "Факел Фрязино" за 2009 год средняя численность работающих в 2009 году составляла 7 человек, выручка от реализации услуг -1 843 681 рублей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ООО "НПК "Факел Фрязино" относится к субъектам малого предпринимательства (том 1 л.д.33-36).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено наличие у Администрации города Фрязино Московской области договорных отношений с ООО "НПК "Факел Фрязино" более двух лет (договор аренды N 9/01 от 26 апреля 2001 года с изменениями и дополнениями), а также отсутствие задолженности по арендной плате (акт сверки расчетов по состоянию на 11.03.2010 г.) (том 1 л.д.12-26, л.д.32). Площадь арендуемых помещений находится в пределах значений, определенных Законом Московской области "О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области", а именно 1000 кв.м.
Таким образом, заявителем доказано обстоятельство наличия у ООО "НПК "Факел Фрязино" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на обстоятельства не возможности отчуждения частей (долей) здания признана апелляционным судом несостоятельной.
В пункте 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу Закона объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона от 24.07.2004 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 1.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
По материалам дела, согласно данным, представленным по запросу суда Московским областным бюро технической инвентаризации здание, расположенное по адресу: 141190, Московская область, г.Фрязино, ул.Вокзальная, д.2 состоит из трех этажей и подвала, который в свою очередь, разделен на ряд помещений (том 2 л.д.11-39).
Подвальные помещения имеют отдельный вход и не являются неразрывно связанными с помещениями первого, второго и третьего этажей здания.
Доказательства того, что истребуемое ООО "НПК "Факел Фрязино" подвальное помещение не может быть сформировано как самостоятельный объект недвижимости в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд считает необоснованным вывод Администрации города Фрязино Московской области о зависимости между возможностью распоряжения помещением (существованием его как самостоятельного объекта) и необходимостью его выделения в качестве самостоятельного объекта.
Довод заявителя апелляционной жалобы о не включении спорного имущества в прогнозный план приватизации также подлежит отклонению.
В соответствии со статьями 4, 6, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; органы местного самоуправления в соответствии с компетенцией, определяемой правовыми актами органов местного самоуправления, определяют порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок принятия решений об условиях его приватизации.
Таким образом, обстоятельство не включения нежилых помещений подвала (на плане БТИ комнаты N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 31, 32, 33, 34, 35, 36) общей площадью 484,3 кв.м., расположенных в нежилом здании по адресу: 141190, Московская область, г.Фрязино, ул.Вокзальная, д.2, в прогнозный план приватизации на 2010 год (том 2 л.д.67-68) не свидетельствует об утрате органом местного самоуправления права по распоряжению названным муниципальным имуществом путем принятия решения о его приватизации в следующем периоде.
Принимая во внимание, что для реализации ООО "НПК "Факел Фрязино" преимущественного права выкупа арендуемого им муниципального имущества имеется совокупность всех условий, приведенных в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о неправомерности отказа Администрации города Фрязино Московской области в реализации преимущественного права выкупа спорного недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 года по делу N А41-15725/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15725/10
Истец: ООО "Научно-производственная компания "Факел Фрязино"
Ответчик: Администрация муниципальное образования "Городской округ Фрязино Московской области"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино Московской области, +ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации"
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5053/11
14.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5053/11
03.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5053/11
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5053/11
11.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/1329-11
25.11.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5372/10