г. Москва |
|
26 ноября 2010 г. |
Дело N А41-12414/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Салчак А.В., доверенность от 11.11.2010, Трембач В.В. приказ от 01.11.2010 N 7,
от ответчиков: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены надлежащим образом; от Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области": не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2010 по делу N А41-12414/10, принятое судьей Жоголевой Е.Н., по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор Строй Поставка-2" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о признании за заявителем права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, общей площадью 10 368 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0040253:4, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор Строй Поставка-2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление), Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - администрация) о признании за заявителем права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, общей площадью 10 368 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0040253:4.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.08.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм права и на основании несоответствия выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела (л.д. 114-118).
Представители общества в судебном заседании против доводов управления возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба управления - необоснованной.
Представители управления, администрации и третьего лица в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу от 11.11.2010 N 246-юр. По мнению администрации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, изучив материалы дела, выслушав представителей общества, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.10.2003 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (далее - комитет) (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 131 (л.д. 7-8).
Согласно пункту 1.2 данного договора в аренду обществу передан земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:0004 общей площадью 10 368 кв.м. (категория - земли промышленности), по адресу: п. Лопатинский, Промплощадка, 2.
Согласно пункту 2.1 договора от 29.10.2003 N 131 земельный участок передан в аренду сроком на 5 лет с 20.06.2002 по 19.06.2007.
11.12.2003 сделка зарегистрирована в Московской областной регистрационной палате (л.д. 7).
12.09.2008 Главой Воскресенского муниципального района Московской области принято постановление N 1876 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:4 площадью 10 368 кв.м., для производства вяжущих материалов из местного сырья из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2 (л.д. 16).
На основании указанного постановления Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 12.09.2008 N 1876 04.06.2009 между администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор N 1082 купли-продажи вышеназванного земельного участка (л.д. 14-15).
Согласно пункту 1.1 данного договора продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить земельный участок из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), общей площадью 10 368 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0040253:4, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2.
На данном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности (л.д. 14, 14 оборот).
11.12.2009 общество обратилось в Воскресенский отдел регистрирующего органа с заявлением о регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 04.06.2009 N 1082.
12.02.2010 по результатам рассмотрения регистрирующим органом заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок для промышленно-производственной застройки, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, кадастровый номер 50:29:0040253:0004, на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю отказано в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, что отражено в сообщении об отказе N 29/080/2009-083 (л.д. 29).
В данном сообщении в качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником данного земельного участка является Российская Федерация.
Считая, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, кадастровый номер 50:29:0040253:0004, приобретено обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, спорный земельный участок приобретен заявителем у администрации, то есть лица, имеющего право в порядке статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжаться данным земельным участком, как муниципальной собственностью, а наличие в ЕГРП сведений о правах Российской Федерации на земельный участок не соответствует действительности и документально не подтверждено, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании за заявителем права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок с внесением соответствующей записи в ЕГРП произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права. При этом судом отмечено, что спорный земельный участок приобретен обществом по договору купли-продажи земельного участка от 04.06.2009 N 1082 в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право заключения договора купли-продажи земельного участка.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности на земельный участок за Российской Федерацией нарушает его законные права на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, право собственности на который приобретено заявителем на основании договора купли-продажи от 04.06.2009 N 1082.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание за обществом права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ защиты права не противоречит положениям статьи 11, 12 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорный земельный участки являлся государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:0004, площадью 10 368 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено и в материалах дела такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 25.10.2005 серия НА N 0173970, серия НА N 0173971, серия НА N 0173969, серия НА N 0173968, серия НА N 0173967, от 24.10.2005 серия НА N 0173966 (л.д. 23-28).
Являясь собственником вышеназванных объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, кроме того земельный участок ранее принадлежал обществу на праве аренды по договору от 29.10.2003 N 131, в порядке статьи 36 ЗК РФ общество реализовало свое право о приобретении в собственность указанного земельного участка путем заключения с администрацией договора купли-продажи от спорного земельного участка от 04.06.2009 N 1082.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
При этом в данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 2, общей площадью 10 368 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0040253:4, приобретено заявителем в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем оснований для отказа в признании за заявителем права собственности на указанный земельный участок у суда отсутствуют. Ошибочно зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности на рассматриваемый земельный участок не может являться основанием для отказа в признании права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:4.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2010 по делу N А41-12414/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12414/10
Истец: ООО "Вектор строй поставка - 2"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области