город Омск |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А46-11605/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10062/2011) открытого акционерного общества "Поиск" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2011 по делу N А46-11605/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Поиск" (ИНН 5501008056, ОГРН 1025500507548) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (ИНН 5501082500) о признании недействительным решения N 2385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Поиск" - Малакеев С.А. по доверенности от 14.09.2011 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Шакаримова К.М. по доверенности от 14.09.2011 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Машкова Е.А. по доверенности от 12.12.2011 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
открытое акционерное общество "Поиск" (далее по тексту - ОАО "Поиск", налогоплательщик, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России по САО г.Омска, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2011.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.11.2012 по делу N А46-11605/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Поиск" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:50202:2.
31.01.2011 общество представило в ИФНС России по САО г. Омска налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, в которой кадастровая стоимость указанного земельного участка, а, соответственно, и сумма земельного налога была равна 0 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка декларации, по результатам которой составлен акт проверки N 12413 от 18.05.2011 и, с учетом возражения налогоплательщика, принято решение N 2385 от 17.06.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением налоговое обязательство ОАО "Поиск" по земельному налогу за 2010 год было определено в сумме 1 390 191 руб.
Основанием для принятия налоговым органом решения с определением дополнительного налогового обязательства послужило установление налоговым суммы кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в размере 92 679 418 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/12045 от 08.08.2011 апелляционная жалоба на решение заинтересованного лица была оставлена без удовлетворения.
ООО "Поиск", считая решение налогового органа недействительным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с выше указанным заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что спорные правоотношения по поводу определения кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика подлежат регулированию Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п), которым была утверждена кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования. Свой вывод суд первой инстанции обосновал применением правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 73069/10, суть которой сводится к тому, что кадастровая стоимость подлежит определению путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости.
По этому же основанию, судом первой инстанции были отклонены доводы общества относительно отсутствия в 2010 году кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, обоснованные ссылками на решение Омского областного суда по делу 3-13/09 в редакции Определения Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2009 по делу N А50-Г09-8, и на решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-205/2009.
В апелляционной жалобе ОАО "Поиск" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что источником определения кадастровой стоимость земельного участка, в том числе для целей налогообложения является государственный кадастр недвижимости. Между тем, на 1 января 2010 года налоговая база земельного участка, являющегося объектом налогообложения, не установлена, так как вступившим в законную силу решением Омского областного суда по делу 3-13/09 в редакции Определения Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2009 по делу N А50-Г09-8 нормативный акт, утвердивший кадастровую стоимость земельного участка, признан недействующим и не подлежащим применению.
Более того, уполномоченным органом была обнаружена ошибка в кадастровых сведениях спорного земельного участка, в связи с чем из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка. При этом, взамен исключенной стоимости не вносилась никакая другая кадастровая стоимость данного участка.
ИФНС России по САО г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что, не смотря на исключение в соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2009 по делу N А46-205/2009 из государственного кадастрового реестра незаконной записи о кадастровой стоимости земельного участка, определение налоговой базы по земельному налогу за 2010 год должно быть произведено непосредственно исходя из Постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
ОАО "Поиск" на отзыв налогового органа представило возражения, в которых изложило позицию о невозможности использования для целей регулирования рассматриваемых отношений сведений, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области N 174-п.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей налогоплательщика и налогового органа, соответственно поддержавших указанные выше доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями), которым были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
На основании пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования.
При этом, в соответствии с правовой позицией, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума N 7309/10 от 21.09.2010 и N 15932/10 от 19.04.2011 определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Далее, постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление N 193-П) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по государственной кадастровой оценке, проведенных в 2007 году, то есть утверждена кадастровая стоимость в отношении каждого земельного участка в границах соответствующего кадастрового района.
Таким образом, для целей определения налогового бремени по земельному налогу за 2010 год следует руководствоваться положениями Постановления N 193-п, которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Однако, применение данного акта в рассматриваемом случае невозможно, так как решением Омского областного суда по делу N 3-13/09 в редакции Определения Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2009 по делу N А50-Г09-8 признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка в кадастровым номером 55:36:05:02:02:2, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский административный округ, ул. Нефтезаводская, д. 42, к. 1, в размере 185358835,20 руб.
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, оснований для применения кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик, утвержденной Постановлением N 193-п нет никаких правовых оснований.
Вместе с тем, Постановление N 193-п является лишь документом, которым были внесены дополнения в Постановление N 174-п. При этом, Постановление N 174-п не оспорено, незаконным не признано и является действующим. В том числе данный нормативный акт является действующим в той части, в которой установлены средние удельные показатели кадастровой стоимости и виды разрешенного использования. Данные показатели подлежат перемножению для целей определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка, что подтверждено правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях Президиума N 7309/10 от 21.09.2010 и N 15932/10 от 19.04.2011.
По таким основаниям, апелляционный суд соглашается с примененной судом первой инстанции методикой определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Поиск", в соответствии с которой для земельного участка с кадастровым номером 55:36:05:02:02:2, находящегося в кадастровом квартале 55:36:05 02 02, по 9 виду разрешенного использования размер удельного показателя составляет 2780,42 руб./кв.м., площадь земельного участка заявителя равна 33360 кв.м. Перемножение указанных показателей (площади на размер удельного показателя) свидетельствует о том, что кадастровая стоимость равна 92754811,20 руб.
Поскольку судом первой инстанции верно была определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы налогоплательщика о том, что кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка равна 0 руб.
Также апелляционный суд считает несостоятельным утверждение ОАО "Поиск" о невозможности применения к рассматриваемому спору постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010, так как в нем идет речь о земельном налоге за 2008 год, а также рассматривалось требование о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Не смотря на иной период, а также иной предмет требований, указанным постановлением Президиума ВАС РФ были рассмотрены вопросы применения положений Постановления N 174-п, в том числе порядок определения кадастровой стоимости земельных участков путем перемножения площади земельного участка на размер удельного показателя.
Данный порядок, а соответственно и правовая позиция высшей судебной инстанции подлежат применению в рамках настоящего дела, так как Постановление N 174-п является действующим нормативным актом, регулирующим вопросы определения кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
ИФНС России по САО г.Омска при вынесении оспариваемого решения N 2385 от 17.06.2011 исходила из кадастровой стоимости, равной 92679418 руб., то есть из размера, меньшего, чем необходимо было принимать при расчете. Однако, по верному замечанию суда первой инстанции, указанное обстоятельство не влечет признания оспариваемого решения недействительным, поскольку расчет налоговым органом земельного налога, основанный на налоговой базе, принятой менее той, что подлежала применению, не влечет нарушения прав заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является необходимым условием для удовлетворения заявленного требования.
Таким образом, земельный налог за 2010 год с земельного участка N 55:36:05:02:02:2 должен быть исчислен в сумме 1390191 руб.
Ссылка ООО "Поиск" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2008 по делу N А46-205/2009 как правовое основание отсутствия кадастровой стоимости принадлежащего заявителю объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2010 была предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонена. Из решения от 27.01.2008 следует, что в рамках арбитражного дела N А46-205/2009 судом оценивалась законность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 92679417 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05:02:02:2, занимаемого ОАО "Поиск" на праве постоянного (бессрочного) пользования, по состоянию на декабрь 2007 года.
При этом, апелляционный суд считает, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, произошедшее по вине органа, ответственного за внесение соответствующих сведений в реестр, не влечет отсутствие кадастровой стоимости как таковой. Иначе, налогоплательщик получил бы необоснованные преимущества перед другими плательщиками земельного налога, что могло бы нарушить права иных лиц. В данном случае определение налоговой базы по земельному налогу за 2010 год должно быть произведено исходя их кадастровой стоимости, определяемой на основании положений Постановления N 174-п.
Изложенное свидетельствует о правомерности доначисления инспекцией обществу земельного налога за 2010 год в сумме 1390191 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05:02:02:2.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ОАО "Поиск".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Поиск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2011 по делу N А46-11605/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями), которым были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
...
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
...
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А46-11605/2011
Истец: ОАО "Поиск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска