г. Вологда |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А52-2502/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Псковский сельскохозяйственный техникум" Ивановой Л.Н. по доверенности от 11.01.2012 N 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Псковский сельскохозяйственный техникум" на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 декабря 2011 года по делу N А52-2502/2011 (судья Рутковская Л.Г.),
установил
федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Псковский сельскохозяйственный техникум" (ОГРН 1026000973712; далее - техникум) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - управление) по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:27:200102:4, мотивируя это тем, что при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного участка допущена ошибка.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" (далее - учреждение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее - территориальное управление).
Решением арбитражного суда от 05 декабря 2011 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Техникум с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой ссылается на то, что в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) в отношении спорного земельного участка имеются ошибки в части указания его разрешенного использования. Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции отметил, что оспариваемый отказ препятствует техникуму при начислении и уплате земельного налога в отношении спорного участка применять налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.
Управление в отзыве выразило свое несогласие с заявителем и указало на то, что у него отсутствует обязанность по внесению сведений в ГКН, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ Росреестра) полномочия по ведению ГКН переданы учреждению. Помимо этого, управление указало на то, что техникум не является собственником спорного земельного участка, поэтому с соответствующим заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ГКН, вправе обратиться территориальное управление.
Учреждение в отзыве также отклонило доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на то, что оснований для внесения изменений в ГКН в данном случае не имеется. По мнению учреждения, для внесения таких изменений должен обратиться собственник земельного участка с предъявлением соответствующего распорядительного документа уполномоченного органа власти, свидетельствующего об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Также учреждение считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания полагать, что при внесении сведений в ГКН в отношении спорного земельного участка допущена ошибка.
Управление, территориальное управление и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 200, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации города Пскова от 04.12.1992 N 2200-р "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования землей" техникуму выдано свидетельство от 02.04.1993 N 4784 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 244 881 кв. м для размещения учебной базы (листы дела 70, 71).
Впоследствии в результате межевания этого участка образовано три земельных участка, на одном из которых находится территория техникума, этому участку присвоен кадастровый номер 60:27:190112:01 (площадь участка - 88 285,7 кв. м); на другом участке располагается территория котельной и гаража, данному участку присвоен кадастровый номер 60:27:190118:01 (площадь участка - 4022 кв. м); на третьем участке находится учебное поле, ему присвоен кадастровый номер 60:27:200102:4 (площадь участка - 118 816,8 кв. м).
Данные участки внесены в ГКН на основании части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ как ранее учтенные с разрешенным использованием "для размещения учебной базы" (что следует из свидетельства от 02.04.1993 N 4784).
Ссылаясь на то, что третий участок используется в учебных целях, на нем фактически производятся сельскохозяйственные работы по обработке земель, посеву сельскохозяйственных культур и уборке урожая, податель жалобы считает, что указанный участок относится к землям сельхозугодий. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, подтверждается Техническим отчетом по инструментальной инвентаризации городских земель, подготовленным в 1994 году Объединенной комплексной экспедицией N 186 Новгородского государственного аэрогеодезического предприятия, выпиской из генеральной схемы правового зонирования территории города Пскова, составленной в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пскова на основании правового зонирования территорий, утвержденными постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 N 112. При этом заявитель считает, что в данном случае следует также учесть мнение Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (письмо от 08.11.2011 N 06-06/4120-1).
Как следует из статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель, в пункте 4 которых закреплено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, от вида использования земельного участка зависит размер земельного налога, уплачиваемого в связи с землепользованием.
Согласно приказу Росреестра, на который ссылается управление, с 15.09.2010 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости переданы учреждению.
Таким образом, органом, уполномоченным на внесение изменений в сведения, содержащиеся в ГКН, является учреждение.
По смыслу положений, закрепленных в статье 28 Закона N 221-ФЗ, технической является ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН. Кадастровой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае оснований полагать, что при внесении сведений в ГКН допущены ошибки такого характера, у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 244 881 кв. м, предоставлен техникуму в 2004 году для размещения учебной базы. Все три участка, образованные в результате раздела этого участка, используются техникумом в учебных целях. Данный факт подателем жалобы не оспаривается. Выращивание сельхозкультур на этом участке не исключает его использование в учебных целях.
В материалах дела усматривается, что управление и учреждение отказали заявителю во внесении изменений в сведения, содержащиеся в ГКН в отношении спорного земельного участка (листы дела 38, 45, 81). Заявитель обосновывает необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в ГКН, допущенной кадастровой ошибкой, наличие которой в данном случае не установлено.
При этом в решении учреждения от 19.10.2011 N 60/11-5545 указано на то, что внесение таких изменений в ГКН производится на основании заявления правообладателя земельного участка и при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 12.10.2000 серии АА 421414, которым подтверждается факт регистрации права постоянного (бессрочного пользования) техникума на земельный участок с кадастровым номером 60:27:190118:01 (лист дела 103). Также в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2003 серии 60-АЖ 073828, согласно которому право собственности на земельный участок с кадастровым номером 60:27:190112:01 зарегистрировано за Российской Федерацией (лист дела 109).
Сведений о государственной регистрации права собственности и (или) постоянного (бессрочного пользования) на спорный земельный участок материалы рассматриваемого дела не содержат.
Представитель заявителя не оспаривал факт того, что право на этот участок не зарегистрировано в установленном порядке.
Ссылаясь на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", техникум считает, что отсутствие государственной регистрации права на земельный участок не препятствует осуществлению распоряжения им.
Между тем данной нормой закреплено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, по смыслу данной нормы правом на распоряжение спорным земельным участком в рассматриваемой ситуации может воспользоваться только территориальное управление.
В жалобе техникум ссылается на положения статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, которая может осуществляться землепользователем на предоставленному ему участке, в соответствии с установленным зонированием территории.
В статье 7 ЗК РФ определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Учитывая статус заявителя и вышеприведенные нормы, суд первой инстанции обоснованно заключил, что для внесения изменений в ГКН, касающихся вида разрешенного использования земельного участка, в учреждение вправе обратиться собственник этого участка с представлением распорядительного документа, дающего право на внесение соответствующих изменений.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований заявителя в рассматриваемом случае не имеется. Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 05 декабря 2011 года по делу N А52-2502/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Псковский сельскохозяйственный техникум" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель, в пункте 4 которых закреплено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
...
По смыслу положений, закрепленных в статье 28 Закона N 221-ФЗ, технической является ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН. Кадастровой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
...
Ссылаясь на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", техникум считает, что отсутствие государственной регистрации права на земельный участок не препятствует осуществлению распоряжения им.
...
В жалобе техникум ссылается на положения статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, которая может осуществляться землепользователем на предоставленному ему участке, в соответствии с установленным зонированием территории.
В статье 7 ЗК РФ определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов."
Номер дела в первой инстанции: А52-2502/2011
Истец: ФГБОУ СПО "Псковский сельскохозяйственный техникум", Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Псковский сельскохозяйственный техникум"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Псковской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Псковской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Псковской области
Третье лицо: ТУ Фендерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области