г. Пермь |
N 17АП-564/2012-ГК |
06 марта 2012 г. |
Дело N А60-32936/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Сусловой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В..А.,
при участии:
от истца - не явились,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Левиной Наталии Николаевны на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года по делу N А60-32936/2011, вынесенное судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Левиной Наталии Николаевны (ОГРНИП 304661230700030, ИНН 661205942810)
к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского"
о признании решения незаконным
установил:
индивидуальный предприниматель Левина Наталия Николаевна (далее - заявитель, предприниматель Левина Н.Н.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - ответчик, Комитет) в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 19,8 кв.м. с кадастровым номером 66:45:0100034:124, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по улице Московской, выраженный в письме от 30.05.2011 N 1867; обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Левиной Н.Н. путем заключения договора аренды указанного земельного участка сроком на пять лет на условиях договора аренды земельного участка от 12.10.2005 N 289.
Решением суда от 12.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 12.12.2011 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, основания для отказа в представлении в аренду испрашиваемого земельного участка отсутствуют, поскольку с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка заявитель обратился после вступления в законную силу решения Городской Думы Каменска-Уральского от 13.10.2010 N 261 "О внесении изменений в Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", к указанным правоотношениям должен применяться Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный решением Городской думы Каменска-Уральского от 25.02.2009 N 59 (с изменениями от 13.10.2010 N 261). Поскольку нестационарный торговый объект заявителя включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2011 год, оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку отказ в предоставлении в аренду земельного участка, изложенный в письме от 30.05.2011 N 1867, не влечет за собой юридически значимых последствий, носит лишь разъяснительно-уведомительный характер; ответчик самостоятельно не вправе заключать договоры и распоряжаться земельными участками, поскольку предоставление земельных участков, в том числе и в аренду осуществляется на основании постановления администрации.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17.0.2003 N 11521 индивидуальному предпринимателю Масловой Инне Николаевне предоставлен земельный участок площадью 19,8 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по ул. Московской, с целевым использованием под объект торговли - торговый павильон, сроком на 5 лет.
В соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 12.10.2005 N 289, заключенного на основании приказа Министерства от 17.07.2003 N 11521 Министерство (арендодатель) сдает, а предприниматель Маслова И.Н. (арендатор) принимает в аренду для использования под объект торговли - торговый павильон неделимый земельный участок из земель поселений площадью 19,8 кв.м., с кадастровым номером 66:45:0100034:0010 (предыдущий кадастровый номер 66:45:01 00 067:036), расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по ул. Московская. На земельном участке имеется торговый павильон (п. 1.1. договора, л.д. 22-35).
В пункте 1.6. договора указан срок его действия - с 17.03.2003 по 17.07.2008.
Договор зарегистрирован 01.08.2006 (л.д. 35).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи (л.д.31).
Дополнительным соглашением от 21.08.2006 к указанному договору арендатор Маслова И.Н. заменена на предпринимателя Левину Н.Н. (л.д.36).
Дополнительным соглашением от 22.05.2009 к указанному договору стороны продлили действие договора до 17.07.2010 (л.д. 37). Дополнительное соглашение зарегистрировано 20.08.2009.
Дополнительным соглашением от 25.12.2009 к указанному договору стороны продлили действие договора до 17.06.2011 (л.д. 37). Дополнительное соглашение зарегистрировано 22.07.2010.
Торговый павильон, расположенный по адресу: г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по ул. Московская, приобретен Левиной Н.Н. по договору купли-продажи от 09.06.2006.
06.05.2011 Левина Н.Н обратилась с заявлениями в Комитет о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 19,8 кв.м. с кадастровым номером 66:45:0100034:124 (предыдущий кадастровый номер 66:45:01 00 067:036), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по улице Московской, под торговый павильон на новый срок - на 5 лет и о заключении договора аренды данного земельного участка.
30.05.2011 Комитет принял решение, оформленное в виде письма N 1867, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка на новый срок в связи с тем, что павильон не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации г. Каменска-Уральского "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов и летних кафе на 2011 год на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" от 03.12.2010 N 1325, также указал на истечение срока действия договора аренды от 12.10.2005 N 289.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения предпринимателя Левиной Н.Н. в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.п. 2, 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4). Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 указанной статьи решения (п. 6).
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Городской Думы г. Каменск-Уральского от 25.02.2009 N 59 (в редакции, утвержденной решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 13.10.2010 N261, действующей на момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением, далее - Порядок), предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой на следующий календарный год.
В силу п. 2.5 Порядка на основании утвержденных постановлением администрации города схем Комитет по управлению имуществом формирует перечень земельных участков, предлагаемых к предоставлению в аренду для размещения нестационарных торговых объектов на следующий календарный год с указанием характеристик этих земельных участков.
Проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании постановления администрации города Комитетом по управлению имуществом в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (п. 2.9 указанного Порядка).
Комитет по управлению имуществом в течение 5 дней с момента получения от Комитета по архитектуре и градостроительству кадастрового паспорта земельного участка готовит проект постановления о проведении торгов, которое содержит сведения о форме торгов и о сроке их проведения.
В соответствии с п. 2.11 Порядка после определения победителя торгов Комитет по управлению имуществом в двухнедельный срок готовит проект постановления администрации города о предоставлении соответствующего земельного участка в аренду победителю торгов. Договор аренды заключается Комитетом по управлению имуществом в недельный срок со дня издания указанного постановления.
В силу п. 2.13 Порядка предоставления земельных участков по истечении срока действия договора предоставление соответствующего земельного участка осуществляется в соответствии с п.п. 2.9-2.12.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду утканного земельного участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и вышеназванным Порядком.
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:45:0100034:124 с разрешенным использованием - объект торговли - торговый павильон (л.д. 71).
Постановлением администрации г. Каменска-Уральского от 03.12.2109 N 1325 утверждена схема размещения нестандартных торговых объектов на 2011 год, из которой следует, что по испрашиваемому заявителем адресу предполагается размещение нестационарного одного торгового объекта(л.д. 51).
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения с указанием на то, что павильон не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации г. Каменска-Уральского "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов и летних кафе на 2011 год на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" от 03.12.2010 N 1325, также ввиду истечения срока действия договора аренды от 12.10.2005 N 289.
Данное решение Комитета противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является неправомерным.
Вывод суда о том, что оспариваемый ответ не является отказом в предоставлении земельного участка, поскольку Комитет не имеет полномочий по предоставлению земельного участка, сделан без учета следующего.
Правоотношения по предоставлению земли для целей, не связных со строительством, в данном случае возникают на основании сложного юридического состава, включающего формирование перечня земельных участков, предлагаемых к предоставлению в аренду, подготовку и принятие постановления о проведении торгов и проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, подготовку и принятие постановления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка. Данный юридический состав может быть реализован при условии совершения, в том числе Комитетом вышеуказанных действий. Оспариваемое решение препятствует в реализации права заявителя на рассмотрение его заявления в установленном порядке.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление - удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требовании и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 200 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 100 руб. относятся на ответчика.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года по делу N А60-32936/2011 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100034:124, общей площадью 19,8 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с северной стороны жилого дома N 5 по улице Московской, выраженный в письме от 30 мая 2011 года N 1867.
Обязать орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" в пользу индивидуального предпринимателя Левиной Наталии Николаевны (ОГРНИП 304661230700030, ИНН 661205942810) 300 (триста) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании постановления администрации города Комитетом по управлению имуществом в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (п. 2.9 указанного Порядка).
...
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду утканного земельного участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и вышеназванным Порядком.
...
Постановлением администрации г. Каменска-Уральского от 03.12.2109 N 1325 утверждена схема размещения нестандартных торговых объектов на 2011 год, из которой следует, что по испрашиваемому заявителем адресу предполагается размещение нестационарного одного торгового объекта(л.д. 51).
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения с указанием на то, что павильон не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации г. Каменска-Уральского "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов и летних кафе на 2011 год на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" от 03.12.2010 N 1325, также ввиду истечения срока действия договора аренды от 12.10.2005 N 289.
Данное решение Комитета противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А60-32936/2011
Истец: ИП Левина Наталья Николаевна
Ответчик: ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского"