г. Саратов |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А57-12001/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Елизарова С.Н. по доверенности N 02/2-7 от 10.01.2012 г..,
от индивидуального предпринимателя Рыпалова В.В. - Аблёзгова О.В. по доверенности от 27.04.2010 г..,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Зайцева Т.М. по доверенности N 4842 от 30.05.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2011 г.. по делу N А57-12001/2011, принятое судьей Лескиной Т.А.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, индивидуальный предприниматель Рыпалов В.В., закрытое акционерное общество "Тандер", общество с ограниченной ответственностью "Мясторг", общество с ограниченной ответственностью "Саратовский центр сертификации и менеджмента", федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области"
об отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2011 г.. удовлетворены требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, заявитель) о признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС России по Саратовской области) от 27.04.2011 г.. N 1-42/ов, принятого в отношении Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
УФАС России по Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель индивидуального предпринимателя Рыпалова В.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер"), общества с ограниченной ответственностью "Мясторг" (далее - ООО "Мясторг"), общества с ограниченной ответственностью "Саратовский центр сертификации и менеджмента" (далее - ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента"), федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области"), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФАС России по Саратовской области N 2 от 11.01.2011 г.. в отношении Управления Роспотребнадзора по Саратовской области возбуждено дело о нарушении ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Поводом для возбуждения дела послужила жалоба индивидуального предпринимателя Рыпалова В.В. на действия ООО "Саратовский центр стандартизации и менеджмента", Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, ООО "Мясторг", препятствующие осуществлению его деятельности по реализации мясных полуфабрикатов в сети магазинов "Магнит", принадлежащих ЗАО "Тандер".
В жалобе ИП Рыпалов В.В. указывал на проведение неоднократных проверок, организованных Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в период с конца 2009 г. по май 2010 г. в отношении его продукции, а именно "полуфабрикаты мясные рубленные ТУ 9214-276-01597945-04". Кроме того, 07.05.2010 г. главным государственным санитарным врачом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Павловым Н.Н. в Саратовский филиал ЗАО "Тандер" было направлено письмо о недопустимости реализации продукции без документов о качестве и безопасности, в соответствие с которым данному предприятию предписывалось незамедлительно исключить реализацию продукции, выработанной ИП Рыпаловым В.В. согласно ТУ 9214-276-01597945-04 "Полуфабрикаты мясные рубленные" в сети магазинов "Магнит" и о представлении в адрес названного контрольно-надзорного органа информации о предпринятых мерах, количестве снятой с реализации продукции и дальнейшем ее назначении.
Решением УФАС России по Саратовской области от 27.04.2011 г.. N 1-42/ов Управление Роспотребнадзора по Саратовской области признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом установлен факт ограничения конкуренции, выразившегося в препятствии осуществлению деятельности ИП Рыпалова В. В. по реализации продукции в связи с направлением Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области письма в Саратовский филиал ЗАО "Тандер" (исх. N 2393 от 07.05.2010 г..) о необходимости незамедлительного исключения реализации продукции, выработанной ИП Рыпаловым В. В. согласно ТУ 9214-276-01597945-04 "Полуфабрикаты мясные рубленные" в сети магазинов "Магнит".
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области оспорило вынесенное в отношении него решение в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при вынесении решения комиссией УФАС по Саратовской области были допущены: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые комиссия посчитала установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апелляционная инстанция считает данный вывод суда законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из оспариваемого решения, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Управлением Роспотребнадзора Саратовской области ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются действия, указанные в данной части ст. 15 вышеуказанного закона.
Данная норма является бланкетной, поскольку определения недопущения, ограничения и устранения конкуренции приводятся в других статьях названного закона.
В пункте статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (пункты 5.1, 5.1.1 Положения).
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности (пункт 6.1 Положения).
Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области поступили обращения от потребителей Наумовой Л.В. от 15.12.2009 г.., Кайшевой О.А. от 03.11.2009 г.., Семиной В.П. от 28.01.2010 г.. на качество продукции ИП Рыпалова В.В., заявление Алексеенко Л.В. от 27.04.2010 г.. на отсутствие документов, подтверждающих безопасность и качество продукции ИП Рыпалова В.В.
По трем обращениям с жалобами на качество продукции ИП Рыпалова В.В. Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области проведены внеплановые выездные проверки на предприятии торговли - гипермаркете "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 14 "Б".
В результате внепланового выездного мероприятия, проведенного по обращению Семиной В.П., ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" поручено проведение исследования котлет "Нежные" производства ИП Рыпалов В. В.
Согласно протоколу лабораторных исследований ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" N 196 от 17.02.2010 г.. исследованные пробы котлет "нежных" полуфабрикатов замороженных производителя ИП Рыпалова В. В. по исследуемым микробиологическим показателям не соответствуют СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов ".
11.03.2010 г.. ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" вынесло решение о приостановке действия сертификата на продукцию производителя ИП Рыпалова В.В. РОСС RU.АЮ 17. В12487.
20.04.2010 г.. ИП Рыпаловым В.В. в адрес ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента направлено письмо о возврате семнадцати сертификатов соответствия в связи с отменой обязательной сертификации согласно постановлению Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 г.. и регистрацией 25.03.2010 г.. органом по сертификации продукции и услуг Поволжского кооперативного кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС "Российский университет кооперации" декларации соответствия продукции ИП Рыпалова В.В.
07.05.2010 г.. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове ЗАО "Тандер" направлено письмо N 2393 от 07.05.2010 г.. о недопустимости реализации продукции без документов о качестве и безопасности, в соответствии с которым данному предприятию необходимо незамедлительно исключить реализацию продукции, выработанной ИП Рыпаловым В. В. согласно ТУ 9214-276-01597945-04 "Полуфабрикаты мясные рубленные" в сети магазинов "Магнит" и о представлении в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове информации о предпринятых мерах, количестве снятой с реализации продукции и дальнейшем ее назначении.
18.05.2010 г.. Саратовским филиалом ЗАО "Тандер" в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове направлено письмо N 348 от 18.05.2010 г..) о том, что в соответствии с письмом N 2393 от 07.05.2010 г.. Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове в магазинах "Магнит" на территории Саратовской области исключена из реализации продукция, выработанная ИП Рыпаловым В. В. согласно ТУ 9214-276-01597945-04 "Полуфабрикаты мясные рубленные", с реализации снят полуфабрикат мясной (котлеты "Нежные") в количестве 5487,526 кг.
24.06.2010 г.. ИП Рыпаловым В. В. получено санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию, изготовленную в соответствии с ТУ 9214-276-01597945-04 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие".
25.06.2010 г.. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове ЗАО "Тандер" направлено письмо N 3435 от 25.06.2010 г.. в котором указано, что действие письма Управления Роспотребнадзора по Саратовской области о недопустимости реализации продукции без документов о качестве и безопасности N 2395 от 07.05.2010 г.. считать прекращенным.
Вместе с тем, ИП Рыпаловым В.В. в счет компенсации потерь по актам N 46 ХК от 18.06.2010 г.. и N 169 от 10.06.2010 г.. в ЗАО "Тандер" перечислено 92039,55 рублей по платежному поручению N 340 от 30.06.2010 г..
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Суд первой инстанции, оценив письмо главного государственного санитарного врача Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Павлова Н.Н. 07.05.2010 г., пришел к выводу, что оно является предписанием государственного органа, вынесенного по результатам проведения проверки гипермаркета "Магнит" ЗАО "Тандер". Апелляционный суд оснований для переоценки названного вывода суда первой инстанции не находит, поскольку вышеуказанное письмо, являющееся предписанием, было составлено в результате внеплановой выездной проверки гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: г. Саратов ул. Антонова 14 "Б", которая была проведена 06.05.2010 г. ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове по заявлению гр. Алексеенко Л.В.
Принимая во внимание, что в результате данной проверки было установлено отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения у ИП Рыпалова В.В. на "Полуфабрикаты мясные рубленные", в том числе и котлеты "Нежные", выработанные согласно ТУ 9214-276-01597945-04, судебная коллегия считает, что у Управления Роспотребнадзора по Саратовской области имелись основания для составления письма от 07.05.2010 г. Дополнительным поводом к вынесению спорного письма, которое по своей сути является предписанием, является отмена действия сертификата соответствия РОСС RU. АЮ 17.В 12487 решением ООО "Саратовский ЦСМ" от 19.04.2010 г..
В оспариваемом решении комиссии УФАС России по Саратовской области отсутствуют ссылки на конкретные статьи названного Закона о защите конкуренции, из которых бы следовало, что формальное нарушение административным органом собственного регламента и оформление вынесенного по существу предписания в виде письма каким-либо образом ограничивает или устраняет конкуренцию, либо приводит к ее недопущению.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2011 г.. по делу N А57-12001/2011 ставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются действия, указанные в данной части ст. 15 вышеуказанного закона.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
...
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
...
В оспариваемом решении комиссии УФАС России по Саратовской области отсутствуют ссылки на конкретные статьи названного Закона о защите конкуренции, из которых бы следовало, что формальное нарушение административным органом собственного регламента и оформление вынесенного по существу предписания в виде письма каким-либо образом ограничивает или устраняет конкуренцию, либо приводит к ее недопущению."
Номер дела в первой инстанции: А57-12001/2011
Истец: Управление Роспотребнадзора по Саратовской области
Ответчик: Управление ФАС по Саратовской области
Третье лицо: ЗАО "Тандер", ЗАО "Тандер" Саратовский филиал, ИП Рыпалов В. В., ООО "Мясторг", ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области"
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14086/12
17.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14086/12
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4877/12
13.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1563/12
28.12.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12001/11