город Тула |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А62-3610/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тучковой О.Г.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Куханаускайте Риты Вито
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25 ноября 2011 года
по делу N А62-3610/2011 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Куханаускайте Риты Вито (214018, г. Смоленск, пр-т. Гагарина, д. 26, кв. 74, ОГРН 307673119200040, ИНН 673007105496)
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Смоленской области (ОГРН 1026701442283, ИНН 6729016458), администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области (ОГРН 1056750860077, ИНН 6712002873),
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления по Смоленской области; открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Смоленской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры МЖЖ - филиала ОАО "РЖД",
о признании ненормативных правовых актов недействительными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лезговко Н.А. - представителя по доверенности от 28.02.12, Ерохина В.И. - представителя по доверенности от 01.08.11
от ответчика: Горюнова А.В. - представителя по доверенности от 16.01.12 N 23, Захарова С.В. - представителя по доверенности от 26.01.12 N 67/212 - 07,
от ОАО "РЖД": Беляевой Г.Г. - представителя по доверенности от 21.02.12 НЮ-3-11/121, Марьенкова И.В. - представителя по доверенности от 12.12.11 НЮ-3-11/428, Ерохина В.М. - представителя по доверенности от 16.12.11 НЮ-3-11/445,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления по Смоленской области: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Куханаускайте Рита Вито (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными заявлений администрации муниципального образования "Починковский район" (далее - Администрация) от 14.09.2010 N 6714/102/10-1118 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка общей площадью 3647 кв.м с кадастровым номером 67:14:0880101:300, расположенного по адресу: Смоленская область, Починковский район, сельское поселение Переснянское, д. Денисово, от 14.09.2010 N 6714/102/10-1119 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка общей площадью 1159 кв.м с кадастровым номером 67:14:0880101:299, расположенного по адресу: Смоленская область, Починковский район, сельское поселение Переснянское, д. Денисово, к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Смоленской области (далее - ФБУ "КП") о признании недействительным решения от 23.09.2010 N 14/10-1249 об аннулировании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в отношении земельного участка общей площадью 3647 кв.м с кадастровым номером 67:14:0880101:300, расположенного по адресу: Смоленская область, Починковский район, сельское поселение Переснянское, д. Денисово, о признании недействительным решения от 23.09.2010 N 14/10-1250 об аннулировании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в отношении земельного участка общей площадью 1159 кв.м с кадастровым номером 67:14:0880101:299, расположенного по адресу: Смоленская область, Починковский район, сельское поселение Переснянское, д. Денисово, и обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Смоленской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о существовании вышеуказанных земельных участков с присвоением им новых кадастровых номеров.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления по Смоленской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Смоленской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры МЖД - филиала ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.11.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на незаконность действий уполномоченных органов, на нарушение ими его прав и законных интересов, поскольку оспариваемые действия препятствуют осуществлению права предпринимателя на приватизацию.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Куханаускайте Рита Вито по договору купли-продажи от 21.08.2007, заключенным с ОАО "Смоленскторф", приобретены железнодорожные пути подъездные общей длиной 1500 кв.м, 1976 года укладки, расположенные по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Денисово.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2008 по делу N А62-3051/2008 (т. 1, л.д. 13-14) за индивидуальным предпринимателем Куханаускайте Рита Вито признано право собственности на данный объект недвижимости, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области свидетельством от 25.01.2011 67-АБ N 646554 (повторное) (т. 1, л.д. 12), удостоверяющим право собственности заявителя на железнодорожные пути подъездные, назначение нежилое, протяженностью 1892,5 метров, инв. N 3549, лит. А, адрес объекта: Смоленская область, Починковский район, д. Денисово (т.1, л.д. 12).
Заявителем с целью приватизации земельного участка, на котором расположен подъездной путь, в результате проведения в 2009 году кадастровых работ ООО "Аэромониторинг" были образованы 3 земельных участка, расположенных по адресу: Смоленская область, Починковский район, сельское поселение Переснянское, д. Денисово, и подготовлены 3 межевых плана, содержащих сведения об образованных земельных участках.
Кадастровой палатой 14.09.2009 поставлены на кадастровый учет данные земельные участки:
общей площадью 1159 кв.м, с кадастровым номером 67:14:0880101:299, вид права - государственная собственность;
общей площадью 3647 кв.м, с кадастровым номером 67:14:0880101:300, вид права - государственная собственность;
общей площадью 5632 кв.м, с кадастровым номером 67:14:0880101:301, вид права - собственность Смоленской области.
ИП Куханаускайте Рита Вито 03.09.2010 обратилась в администрацию МО "Починковский район" Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300, полагая, что они являются муниципальной собственностью.
Администрация письмом от 28.09.2010 N 1587 уведомила Предпринимателя о том, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены в собственность в связи с аннулированием ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области сведений об этих земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, на основании писем администрации МО от 14.09.2010 N 6714/102/10-1118, N 6714/102/10-1119 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300.
Полагая, что данные ненормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
Исходя из требований вышеуказанной статьи заявитель обязан доказать, каким образом оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы по существу, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Ненормативным правовым актом является документ уполномоченного субъекта, адресованный определенному лицу или группе лиц, содержащий обязательные для этого лица правила поведения и направленный на установление, изменение или прекращение правовых отношений.
Как следует из ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Таким образом, поскольку письма администрации МО "Починковский район" Смоленской области от 14.09.2010 N 6714/102/10-1118, N 6714/102/10-1119 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300 не облечены в предусмотренную законом форму с соблюдением установленной процедуры, не содержат обязательные для заявителя правила поведения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данные письма не являются ненормативными правовыми актами, исходя из смысла статьи 29 АПК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 65, п. 4 ст. 200 АПК РФ заявителем не указано, каким образом оспариваемые письма администрации нарушают его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 4. ст. 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Из материалов дела следует, что при проведении нормализации базы данных государственного кадастра недвижимости 14.09.2010 выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о муниципальных объектах недвижимости с кадастровыми номерами N 67:14:0880101:299, N 67:14:0880101:300, расположенных по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Денисово. Было выявлено наложение границ данных земельных участков на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 67:14:0000000:6.
Как следует из Протоколов выявления кадастровой ошибки от 22.09.2010 N 93, 92 (т.1, л.д. 95, 47), составленных ведущим инженером Межрайонного отдела N 5 ФГУ "ЗКП" по Смоленской области Горюновым А.В., межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. Денисово, выполнен ООО "Аэромониторинг" 10.08.2009 в местной системе координат.
Выявление кадастровой ошибки произошло после пересчета координат характерных точек границ указанных земельных участков из местной системы координат в систему координат Государственную 1963 г.
Органом кадастрового учета приняты решения от 23.09.2010 N 14/10-1249, N 14/10-1250 (т.1, л.д. 44, 46) об аннулировании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N 67:14:0880101:299, N 67:14:0880101:300.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ о принятом решении уведомлены органы местного самоуправления МО "Починковский район" Смоленской области.
Поскольку сведения о спорных объектах недвижимости носят временный характер, то согласно ч. 5 ст. 24 Закона N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Данное положение также закреплено в п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42, где указано, что внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения. "Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус.
Следовательно, аннулирование кадастровых сведений в отношении спорных земельных участков было правомерно осуществлено Кадастровой палатой на основании писем администрации МО "Починковский район" Смоленской области от 14.09.2010 N 6714/102/10-1118, N 6714/102/10-1119 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель может приобрести права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
На момент принятия решений об аннулировании сведений о земельных участках заявитель не являлся собственником либо пользователем спорных земельных участков, таким образом, решения о снятии с кадастрового учета указанных участков не нарушают права заявителя.
Кадастровая ошибка выявлена Межрайонным отделом N 5 Починковского района Смоленской области только после постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300, вследствие чего запись в государственном кадастре недвижимости о данных земельных участках аннулирована правомерно с целью исключения наложения вышеуказанных земельных участков.
Кроме того, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" заключены договоры аренды от 09.02.2006 N 134 на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0000000:0299 на срок с 01.01.2006 по 01.01.2055; от 28.06.2004 N 41 на земельный участок с кадастровым номером 67:14:0000000:6 с 01.01.2005 на 49 лет (т. 1, л.д. 136-146).
Согласно кадастровой выписке от 22.06.2010 о земельном участке с кадастровым номером 67:14:0000000:6 она изготовлена в местной системе координат, правообладателем земельного участка является Российская Федерация, вид права - федеральная собственность (т. 3, л.д. 1-29).
Из п. 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ следует, что ранее учтенные объекты недвижимости являются таковыми, если государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, осуществлены в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона (01.03.2008 г..) или в переходный период его применения.
Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 14 ст. 45 Закона N 221-ФЗ).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, не предусмотрены правила восстановления в кадастровом учете аннулированных кадастровых сведений об объектах недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. N 144, в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 7 ч. 5 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов.
Поскольку судом установлено, что имело место пересечение границ отмежеванных ООО "Аэромониторинг" земельных участков (кадастровые номера 67:14:0880101:299, 67:14:0880101:300) с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 67:14:0000000:6, находящегося в аренде у ОАО "Российские железные дороги" (т.2, л.д. 56, 112-115, т. 3, л.д. 80), то постановка на кадастровый учет этих земельных участков в прежних границах не представляется возможной в соответствии с указанными положениями законодательства.
Таким образом, заявителем не доказано, каким образом действия ответчиков нарушили права заявителя на оформление в собственность земельных участков под принадлежащими ему железнодорожными путями.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы предпринимателем по квитанции от 29.12.2011 уплачено 2000 руб. государственной пошлины. Поскольку согласно п.п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории спора физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 100 руб., то 1900 руб., излишне уплаченные, подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25 ноября 2011 года по делу N А62-3610/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Куханаускайте Рите Вито (г. Смоленск, пр-т. Гагарина, д. 26, кв. 74) из федерального бюджета 1900 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 29.12.2011 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 14 ст. 45 Закона N 221-ФЗ).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, не предусмотрены правила восстановления в кадастровом учете аннулированных кадастровых сведений об объектах недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
...
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 7 ч. 5 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов."
Номер дела в первой инстанции: А62-3610/2011
Истец: ИП Куханаускайте Рита Вито
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области, Администрация МО "Починковский район" Смоленской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Смоленской области, ОАО "РЖД" в лице Смоленской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры МЖД - филиала ОАО "РЖД"