г. Пермь |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А50-19966/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Зелениной Т. Л.
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от истца - Вахрамеев А.В. (паспорт, доверенность от 16.12.2011),
от ответчика - представитель не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 декабря 2011 года
по делу N А50-19966/2011
по иску ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (ответчик) о внесении изменений в договор N 188 от 24.07.2008 аренды земельного участка с кадастровым номером 59:30:000 00 00:0025 площадью 484 кв.м путем изменения п. 2.1 в редакции "Стоимость арендной платы за используемые земельные участки определяется в размере 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков", о применении действия п. 2.1 договора с 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.12.2011 (резолютивная часть от 06.12.2011) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда от 06.12.2011 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) исходя из принципов экономической обоснованности, необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, а также предсказуемости расчета размера арендной платы. Ответчик указывает, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в п. 3 - п. 5 Правил определения размера арендной платы, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, основания для внесения изменений в договор аренды отсутствуют.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 06.12.2011 без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что на спорном земельном участке расположен объект транспортной системы естественной монополии, без участия которой невозможно функционирование электрических сетей, данный объект относится к линейным объектам. На 01.01.2011 введены в действие положения закона, устанавливающие предельный размер арендной платы для владельцев линейных объектов, требование о внесении изменений в договор аренды земельного участка является правомерным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - электросетевой комплекс N 4, протяженностью 780,074 км, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район.
Под указанный объект по договору аренды земель N 188 от 24.07.2008 ОАО "МРСК Урала" в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край в границах Оханского района, с кадастровым номером 59:30:000 0 000:0025, общей площадью 484 кв.м.
Согласно п. 2.1 договора аренды N 188 от 24.07.2008 размер арендной платы по настоящему договору определяется на основании нормативно-правовых актов РФ, Пермского края, органа местного самоуправления об установлении ставок арендной платы.
В силу п. 2.4 договора в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей, изменения размера нормативной цены за землю на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке.
21.12.2010 истец обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в п.п.2.1 договора аренды путем подписания дополнительного соглашения.
Отказ ответчика от изменения условий договора аренды явился основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу ч. 4 ст. 421, ч. 1 ст. 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 3 закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 разъяснено, что статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Внесенные законом N 212-ФЗ изменения в эту статью относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Электросетевой комплекс N 4, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район, является объектом транспортной системы естественной монополии, без участия которой невозможно функционирование электрических сетей.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
С учетом изложенного, требования истца о внесении изменений в договор аренды N 188 от 24.07.2008 в части определения ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты электросетевого комплекса, в размере не более 2% кадастровой стоимости земельных участков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 06.12.2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 декабря 2011 года по делу N А50-19966/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Г.Л.Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
...
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды."
Номер дела в первой инстанции: А50-19966/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала"), ОАО "МРСК-Урала"
Ответчик: Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края, Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района ПК
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-859/12