г. Пермь |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А60-32390/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Производственное объединение "Свердлес" (ИНН 6662102051, ОГРН 1026605413163) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Туринском районе Свердловской области (ИНН 6656005437, ОГРН 1026602267340) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ЗАО "Производственное объединение "Свердлес"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 декабря 2011 года
по делу N А60-32390/2011,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.,
по заявлению ЗАО "Производственное объединение "Свердлес"
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в Туринском районе Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ЗАО "Производственное объединение "Свердлес" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования УПФ РФ (государственное учреждение) в Туринском районе Свердловской области от 17.08.2011 N 07505640275029 об уплате в срок до 06.09.2011 недоимки по страховым взносам и пеням в общей сумму 1 053 829,29 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ПО "Свердлес" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворит заявленные требования. Заявитель жалобы указывает, что пенсионным фондом нарушена процедура принудительного взыскания недоимок - нарушен порядок вынесения и направления требования. Требование не содержит подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
УПФ РФ (государственное учреждение) в Туринском районе Свердловской области представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку фондом при предъявлении требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов соблюдены все требования действующего законодательства.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании заявления филиала ЗАО "ПО "Свердлес" - Туринский леспромхоз зарегистрирован в качестве страхователя.
В ходе камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 полугодие 2011 г.., представленного Туринским леспромхозом 09.08.2011, УПФ РФ (государственное учреждение) в Туринском районе Свердловской области выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 865 169,85 руб., в связи с чем были начислены пени в сумме 15 845,33 руб. Результаты проверки оформлены справкой о выявлении недоимки от 17.08.2011 N 07505611СН0240159 (л.д. 67).
В адрес Туринского леспромхоза пенсионным фондом направлено требование N 07505640275029 от 17.08.2011 об уплате в срок до 06.09.2011 задолженности по страховым взносам в сумме 865 169,85 руб., 15 845,33 руб. пени за просрочку их уплаты (л.д. 65).
Не согласившись с выставленным требованием, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих нарушение данным требованием каких-либо прав и интересов, либо незаконного возложения на заявителя обязанности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу чч. 4, 5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, заинтересованное лицо обязано было в срок не позднее 15.05.2011, 15.06.2011, 15.07.2011 произвести уплату страховых взносов за 1 полугодие 2011 г..
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (ч.4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Часть 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 79 от 11.08.2004 требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (Форма 5-ПФР).
Суд первой инстанции, оценив оспариваемое требование, пришел к выводу о том, что оно содержит все необходимые реквизиты, предусмотренные частью 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ:
- сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на день направления указанного требования,
- сроке исполнения этого требования,
- мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов.
Указанный в оспариваемом требовании размер пеней документально подтвержден представленным учреждением расчетом пеней за соответствующие периоды с указанием, на какую сумму задолженности и за какой период пени начислены, что позволяет страхователю его проверить и в случае несогласия представить свой расчет.
При этом положения части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах не устанавливают, а названная форма требования не определяет, что к направляемому территориальным органом Пенсионного фонда РФ требованию должен прилагаться расчет (или его копия) подлежащих уплате пеней на момент направления требования. Форма такого расчета законодательством Российской Федерации также не установлена.
Ссылка заявителя жалобы на указание части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ о том, что требование должно содержать подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, не свидетельствует об обязанности управления пенсионного фонда прикладывать к направляемому требованию расчет пени.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что обществом не представлен свой расчет, размер долга и пени не оспорен. Доказательств своевременности уплаты ни филиалом, ни самим обществом материалы дела не содержат.
Общество оспаривает требование управления пенсионного фонда по формальным основаниям, которые правомерно признаны судом несущественным нарушением и не влекущим признания его недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях Закона N 167-ФЗ) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Пунктами 11-13 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.
Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Как указано ранее, статьей 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование направляется плательщику страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Туринский леспромхоз зарегистрирован пенсионным фондом в качестве страхователя в 2001 г.., в соответствии с требованиями ст.ст. 11, 24 Закона N 167-ФЗ.
На сегодняшний момент Туринский леспромхоз является страхователем, поскольку филиал самостоятельно представляет расчеты страховых взносов и самостоятельно их уплачивает. Само общество страховые взносы за филиал не уплачивает.
Решение о регистрации Туринского леспромхоза в качестве страхователя не отменено, само общество не обращалось с заявлением об исключении филиала из числа страхователей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку филиал является страхователем, состоит на учете в органах пенсионного фонда, то направление требования по месту нахождения филиала следует признать соответствующим положениям ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2011 года по делу N А60-32390/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
...
Пунктами 11-13 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.
...
Как указано ранее, статьей 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование направляется плательщику страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Туринский леспромхоз зарегистрирован пенсионным фондом в качестве страхователя в 2001 г.., в соответствии с требованиями ст.ст. 11, 24 Закона N 167-ФЗ.
...
Решение о регистрации Туринского леспромхоза в качестве страхователя не отменено, само общество не обращалось с заявлением об исключении филиала из числа страхователей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку филиал является страхователем, состоит на учете в органах пенсионного фонда, то направление требования по месту нахождения филиала следует признать соответствующим положениям ст. 22 Закона N 212-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А60-32390/2011
Истец: ЗАО "ПО "Свердлес"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Туринском районе Свердловской области