г. Пермь |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А60-50992/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (Богдановичский городской прокурор): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Муниципальное унитарное предприятие "Богдановичские тепловые сети") (ОГРН 1106633000660, ИНН 6633016986): Черданцев Д.В., представитель по доверенности от 30.12.2011, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Богдановичского городского прокурора
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2012 года
по делу N А60-50992/2011,
принятое судьей С.А. Хомяковой
по заявлению Богдановичского городского прокурора
к Муниципальному унитарному предприятию "Богдановичские тепловые сети"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Богдановичский городской прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (далее МУП "Богдановичские тепловые сети", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 18.01.2012 (резолютивная часть решения оглашена 17.01.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, прокурор обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе прокурором приведены доводы о неправомерном применении арбитражным судом положений ст.2.7 КоАП РФ. Поскольку на территории городского округа Богданович осуществляют деятельность ряд организаций, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов, оснований полагать, что предприятие осуществляло деятельность без лицензии в условиях крайней необходимости не имеется.
Прокурор, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направил, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
МУП "Богдановичские тепловые сети" с изложенными в апелляционной жалобе доводами не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве и поддержанным представителем предприятия, участвующим в судебном заседании.
Судом апелляционной инстанции приобщены в материалы дела представленные с апелляционной жалобой копии лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере лицензирования, прокуратурой установлен факт эксплуатации предприятием опасных производственных объектов - газовых котельных, расположенных в с. Бараба, ул. Молодежная, 6а; с. Грязновское, ул. Молодежная, 5а; с. Троицкое, ул. Первомайская, 11, в отсутствие соответствующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Выявленные прокуратурой факты нарушений послужили основанием для вынесения прокурором 21.11.2011 постановления о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 10).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены прокуратурой в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предприятия к указанной административной ответственности.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Богдановичские тепловые сети" состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем руководствуясь положениями ст. 2.7 КоАП РФ арбитражный суд счел возможным освободить предприятие от административной ответственности.
Данные выводы коллегия суда апелляционной инстанции считает обоснованными, соответствующими представленными в материалы дела доказательствам и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с подп.12 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно приложению 1 к названному Федеральному закону к горючим веществам относятся жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подп. "в" п. 1 приложения).
В соответствии с п. 1.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03) деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления (эксплуатация взрывоопасных объектов) подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предприятие, осуществляя эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в силу вышеприведенных положений законодательства обязано иметь соответствующую лицензию.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что рассматриваемые объекты - газовые котельные переданы МУП "Богдановичские тепловые сети" по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 28.10.2011, заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович на основании постановлений от 07.09.2011 N 242, от 12.09.2011 N 246, от 14.09.2011 N 250.
Факт осуществления деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов (газовых котельных) установлен в ходе проверки и предприятием не оспаривается. Таким образом наличие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта в данном случае является обязательным, осуществление деятельности без лицензии свидетельствует о совершении правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина предприятия в совершении данного правонарушения заключается в том, что предприятие знало (должно было знать) о необходимости соблюдения требований лицензионного законодательства и осуществлять деятельность только при наличии лицензии, однако все необходимые меры для соблюдения вышеуказанных требований им предпринято не было.
Таким образом состав вменяемого административного правонарушения в действиях предприятия доказан.
Отказывая в привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 2.7 КоАП РФ предусматривающими, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Для квалификации деяния, содержащего признаки административного правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости необходимо доказать наличие двух условий: невозможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, и причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.
В рассматриваемом случае при оценке правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости судом учтено, что предприятие является организацией, оказывающей услуги на поставку тепловой энергии в виде горячей воды на отопление и горячее водоснабжение с начала отопительного сезона (21.09.2011) социально значимых объектов (железная дорога, детский дом) в городском округе Богдановича.
Решение о передаче котельных предприятию приняты органом местного самоуправления в сентябре 2011 года, договор о передаче заключен 28.10.2011, отопительный сезон 2011/2012 гг. в городском округе Богданович начат с 21.09.2011 в соответствии с постановлением главы городского округа Богданович от 20.09.2011 N 1586. Таким образом у предприятия практически не имелось времени для подготовки пакета документов для получения лицензии.
Неосуществление деятельности по теплоснабжению могло повлечь негативные социальные последствия, угрозу здоровью и жизни населения населенных пунктов, где расположены лицензии. Указанные обстоятельства позволяют охарактеризовать деятельность предприятия в отсутствие необходимой лицензии как совершаемую в условиях крайней необходимости.
Довод подателя жалобы о том, что на территории городского округа Богданович имеются ряд организаций имеющих лицензию на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов, судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан несостоятельным и отклонен по следующим основаниям.
Из представленных с апелляционной жалобой копий лицензий, выданных ООО "Теплоэнергетическая компания", "Богдановичское ОАО "Огнеупоры"", ОАО ТрансВудСервис", ОАО "Богдановичский городской молочный завод" усматривается, что данные лицензии выданы предприятиям, эксплуатирующим собственные котельные, расположенные в г. Богданович, в то время как переданные в хозяйственное ведение МУП "Богдановичские тепловые сети" котельные расположены в населенных пунктах: с. Бараба, с. Грязновское, с. Троицкое. Для эксплуатации котельных, переданных предприятию, вышеуказанные организации также должны были получать соответствующие лицензии.
Таким образом, применение в рассматриваемой ситуации к действиям предприятия положений ст. 2.7 КоАП РФ суд апелляционной инстанции полагает обоснованным, а изложенные в апелляционной жалобе возражения административного органа несостоятельными.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как действия лица в состоянии крайней необходимости.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, что также исключает привлечение к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2012 года по делу N А60-50992/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Богдановичского городского прокурора - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 2.7 КоАП РФ предусматривающими, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
...
Из представленных с апелляционной жалобой копий лицензий, выданных ООО "Теплоэнергетическая компания", "Богдановичское ОАО "Огнеупоры"", ОАО ТрансВудСервис", ОАО "Богдановичский городской молочный завод" усматривается, что данные лицензии выданы предприятиям, эксплуатирующим собственные котельные, расположенные в г. Богданович, в то время как переданные в хозяйственное ведение МУП "Богдановичские тепловые сети" котельные расположены в населенных пунктах: с. Бараба, с. Грязновское, с. Троицкое. Для эксплуатации котельных, переданных предприятию, вышеуказанные организации также должны были получать соответствующие лицензии.
Таким образом, применение в рассматриваемой ситуации к действиям предприятия положений ст. 2.7 КоАП РФ суд апелляционной инстанции полагает обоснованным, а изложенные в апелляционной жалобе возражения административного органа несостоятельными.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как действия лица в состоянии крайней необходимости.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, что также исключает привлечение к административной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А60-50992/2011
Истец: Богдановичский городской прокурор, Богдановичский городской прокурор И. Р.Переходенко
Ответчик: МУП "Богдановичские тепловые сети"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1634/12