г. Вологда |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А05-10629/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" Лыпаря Р.П. по доверенности от 30.12.2011 N 18-05/12-4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2011 года по делу N А05-10629/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (ОГРН 1022900513679; далее - Общество, ОАО "Северное морское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725; далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 16 515 кв. м, с кадастровым номером 29:22:080202:7, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Исакогорский территориальный округ, ул. Дрейера, дом 10; и возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, подготовки и направления проекта договора купли-продажи.
Решением суда от 20 декабря 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
ОАО "Северное морское пароходство" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: расположенные по адресу Архангельская область г. Архангельск, ул. Дрейера, д. 10, д. 12, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.10.2009 серии 29-АК N 399032, 399041, от 14.10.1998 серии 29.00 N 0000603, от 21.09.2004 серии 29 АВ N 254675, 254676, от 08.04.2004 серии 29 АВ N 219108.
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 0,5398 га с кадастровым номером 29:22:080202:7., который находится в собственности Российской Федерации.
На основании договора от 31.01.1997 N 1/107 данный земельный участок предоставлен Департаментом муниципального имущества мэрии г. Архангельска Обществу на праве постоянного бессрочного пользования.
В письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 по вопросу приватизации заявителем названного земельного участка Росимущество сообщило ответчику о невозможности принять решение о выкупе земельного участка. При этом указало на то, что в составе представленных материалов нет документа, подтверждающего отсутствие на испрашиваемом участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности третьим лицам. Росимущество отметило необходимость представления документов, обосновывающих целесообразность предоставления земельного участка в указанных границах, поручило ответчику представить основание преобразования земельного участка с кадастровым номером 29:22:080000:00 и кадастровые паспорта земельных участков, образованных в результате преобразования.
ОАО "Северное морское пароходство" 16.06.2011 обратилось в Территориальное управление с заявкой о приватизации указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив необходимый пакет документов.
Поскольку решение по результатам рассмотрения обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие Территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу ОАО "Северное морское пароходство" как собственник объекта недвижимости, имеющее право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
Указание ответчиком в письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 на непредставление документа, подтверждающего отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Перечню документов. В заявке от 16.06.2011 ОАО "Северное морское пароходство" отметило, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц. Ответчик, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе спорного участка. В силу этого обстоятельства Территориальное управление не может не знать о наличии либо отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 29:22:080202:7 объектов недвижимости.
Поручение в письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 представить основание преобразования земельного участка с кадастровым номером 29:22:080000:00 и кадастровые паспорта земельных участков, образованных в результате преобразования, адресовано ответчику. Согласно пояснения представителя Территориального управления раздела названного земельного участка не производилось.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО "Северное морское пароходство" прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2011 года по делу N А05-10629/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поручение в письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 представить основание преобразования земельного участка с кадастровым номером 29:22:080000:00 и кадастровые паспорта земельных участков, образованных в результате преобразования, адресовано ответчику. Согласно пояснения представителя Территориального управления раздела названного земельного участка не производилось.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
...
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО "Северное морское пароходство" прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А05-10629/2011
Истец: ОАО "Северное морское пароходство"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области