• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2012 г. N 12АП-650/12

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.

При этом из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 следует, что согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.

...

Суд апелляционной инстанции считает, что принятие соответствующими органами нормативных актов, регламентирующих порядок определения стоимости арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, относится к случаям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых договор может быть изменен по требованию одной из сторон.

Возможность пересмотра размера арендной платы в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления, предусмотрена сторонами пунктом 4.4. договора аренды. Из пункта 6.2. договора следует, что изменения к договору принимаются дополнительными соглашениями сторон.

Таким образом, исходя из изложенного, выбранный Комитетом способ защиты права (требование о внесении изменений в пункт 4.2. договора аренды земельного участника, устанавливающий размер годовой и месячной арендной платы) не противоречит статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения такого временного момента, который, прежде всего, зависит от способа изменения или расторжения договора: по соглашению сторон или в судебном порядке.

...

Суд первой инстанции, установив, что между сторонами действуют гражданско-правовые отношения, руководствуясь статьёй 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно счел противоречащими нормам гражданского законодательства требования Комитета об установлении нового размера арендной платы по договору с 01.01.2011."



Номер дела в первой инстанции: А12-16449/2011


Истец: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области

Ответчик: ИП Селиванов С. А.