г. Самара |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А55-15768/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" - Орлов И.Е., доверенность от 21.01.2011 года N 26,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., доверенность от 28.12.2011 года N 12-8133,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - Альферович А.А., доверенность от 10.01.2012 года N 25,
от Муниципального района Сызранский Самарской области в лице Администрации Сызранского района Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2011 года по делу N А55-15768/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба", (ОГРН 1023202736754), Брянская область, г. Брянск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
на стороне заинтересованного лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
на стороне заявителя - Муниципального района Сызранский Самарской области в лице Администрации Сызранского района Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа N 08/016/2011-471 от 13.05.2011 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:1306001:27 и обязании Управления зарегистрировать право собственности ОАО "МН "Дружба" на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:1306001:27 на основании ранее представленных документов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт - требования Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение его в собственность с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества и, тем более, их государственной регистрацией.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае ОАО "МН "Дружба" как лицо, которому принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 63:33:1306001:27 (государственный акт САМ N 33-0000-1393) переоформляет указанное право на право собственности в силу действующего законодательства.
Податель жалобы также указывает, что ОАО "МН "Дружба" представлены надлежащие документы, для регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:1306001:27, а также, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:1306001:27, является Федеральной собственностью.
По мнению подателя жалобы, Арбитражный суд необоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "МН "Дружба" не были представлены документы, подтверждающие право ОАО "МН "Дружба" на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
В судебном заседании представитель ОАО "МН "Дружба" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Территориального управления Росимущества в Самарской области считают решение суд законным и обоснованным.
Представитель Администрации Сызранского района Самарской области в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя администрации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" создано в результате приватизации государственного предприятия Производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба".
На основании решения N 118 от 13 мая 1992 года ЛПДС Сызрань нефтепровода "Дружба" предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 35,83 га для производственных целей (л.д.76-83 т.1).
В соответствии с постановлением Администрации Сызранского района Самарской области N 907 от 15.11.2010 в частную собственность ОАО "МН "Дружба" продан земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район с кадастровым номером 63:33:1306001:27 площадью 49466 кв.м. под объектами ОАО "МН "Дружба" (л.д.41 т.1).
Земельный участок, занимаемый объектами общества общей площадью 49466 кв.м., по адресу: Самарская область, Сызранский район 04.02.2009 сформирован как объект права, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:33:1306001:27, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.17-38 т.1).
Впоследствии, между заявителем и администрацией Сызранского района Самарской области заключен договор купли-продажи от 15.11.2010 земельного участка площадью 49466 кв.м. с кадастровым номером 63:33:1306001:27, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район (л.д.16-40 т.1).
31.03.2011 с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок к заинтересованному лицу обратился заявитель (л.д.1-61 т.2).
Уведомлениями от 11.04.2010 N 08/016/2011-471, от 05.05.2011 государственная регистрация была приостановлена, в том числе по тому основанию, что регистратор не мог однозначно идентифицировать объекты недвижимого имущества заявителя, расположенные на спорном участке, а также то обстоятельство, что у регистратора имелись основания полагать, что испрашиваемый участок может являться собственностью Российской Федерации (л.д.37-39, 51-53 т.2).
13.05.2011 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании абзаца 10 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав (л.д.55-57 т.2).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор от 15.11.2010 купли-продажи земельного участка, заключенного с Администрацией Сызранского района Самарской области, согласно которому предметом является объект недвижимого существа - спорный земельный участок (л.д.11-35 т.2).
Согласно п.2 ст.209 ГК РФ только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
Подпункты 1, 2 п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ предусматривают, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
При этом к магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, неположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия (Приказ Росстата от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год").
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основными видами деятельности общества является эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта, транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа, и продуктов их переработки, хранение нефти, газа и продуктов их переработки, реализация нефти, газа и продуктов их переработки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" объекты (в том числе база нефтепродуктов, площадки производственные, резервуары и другие емкости), расположенные на земельном участке являются имуществом, относящемся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
В связи с тем, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте земельного участка на листе ВЗ содержится информация об объектах недвижимого имущества, государственным регистратором правомерно указано на наличие оснований предполагать, что указанный земельный участок может являться собственностью Российской Федерации.
Для получения дополнительных сведений государственным регистратором был направлен запрос в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Сообщением от 13.05.2011 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорный земельный участок.
16.05.2011 в адрес Управления поступил ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 22/409 от 05.05.2011, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 63:33:1306001:27 по указанному адресу является федеральной собственностью, и полномочия по распоряжению указанным участком муниципальному району Сызранскому Самарской области территориальным управлением не предоставлялись (л.д.62-63 т.2).
В апелляционный суд ОАО "МН "Дружба" по запросу суда представлено распоряжение Министерства имущественных отношений Самарской области N 517-Р от 4.03.2001 года "О подтверждении права собственности Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" на недвижимое имущество", которым утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия ПО МП "Дружба" по состоянию на 01.07.1992 года, в котором указаны, в том числе, находящиеся на испрашиваемом земельном участке здание перекачивающей насосной Д-2, здание камеры регуляторов давления Д-2, здание насосной пенного пожаротушения, площадка фильтров-грязеуловителей, которые являются объектами, необходимыми для эксплуатации, содержания сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, поэтому являются имуществом, относящимся к магистральным нефтепроводам, что предполагает в соответствии с ч. 4 ст. 87 Земельного Кодекса РФ, нахождение земельного участка, занятого ими, в федеральной собственности.
Таким образом, регистрирующий орган правильно указал в обжалуемом отказе в государственной регистрации, что у Администрации Сызранского района отсутствовали полномочия на продажу находящегося в федеральной собственности земельного участка и отказал в государственной регистрации.
Судом верно отмечено в решении, что наличие объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, свидетельствует о том, что общество вправе приобрести права на земельный участок под объектами недвижимости в порядке, установленным земельным законодательством, обратившись с заявлением к уполномоченному лицу - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Ссылка подателя жалобы на то, что нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение его в собственность с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества и, тем более, их государственной регистрацией, не является основанием для отмены решения суда, поскольку, несмотря на наличие у общества права на приобретение земельного участка в связи с наличием у него права постоянного (бессрочного) пользования, договор купли-продажи, по изложенным выше причинам, заключен со стороны продавца неуполномоченным продавцом - Администрацией Сызранского района Самарской области, в связи с чем у регистрирующего органа были предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2011 года по делу N А55-15768/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В апелляционный суд ОАО "МН "Дружба" по запросу суда представлено распоряжение Министерства имущественных отношений Самарской области N 517-Р от 4.03.2001 года "О подтверждении права собственности Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" на недвижимое имущество", которым утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия ПО МП "Дружба" по состоянию на 01.07.1992 года, в котором указаны, в том числе, находящиеся на испрашиваемом земельном участке здание перекачивающей насосной Д-2, здание камеры регуляторов давления Д-2, здание насосной пенного пожаротушения, площадка фильтров-грязеуловителей, которые являются объектами, необходимыми для эксплуатации, содержания сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, поэтому являются имуществом, относящимся к магистральным нефтепроводам, что предполагает в соответствии с ч. 4 ст. 87 Земельного Кодекса РФ, нахождение земельного участка, занятого ими, в федеральной собственности.
...
Ссылка подателя жалобы на то, что нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение его в собственность с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества и, тем более, их государственной регистрацией, не является основанием для отмены решения суда, поскольку, несмотря на наличие у общества права на приобретение земельного участка в связи с наличием у него права постоянного (бессрочного) пользования, договор купли-продажи, по изложенным выше причинам, заключен со стороны продавца неуполномоченным продавцом - Администрацией Сызранского района Самарской области, в связи с чем у регистрирующего органа были предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации."
Номер дела в первой инстанции: А55-15768/2011
Истец: ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Муниципальный район Сызранский Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ФБУ "Кадастровая палата"
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13514/12
04.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13514/12
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5163/12
19.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16027/11
12.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15768/11