г. Самара |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А65-27246/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Шакуров Р.М., доверенность от 11 января 2012 г. N 01;
от Комитета Республики Татарстан по тарифам - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети - Татарстан", с. Бетьки, Тукаевский район, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2012 г.
по делу N А65-27246/2011 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети - Татарстан" (ИНН 1639035055, ОГРН 1071682000280), с. Бетьки, Тукаевский район, Республика Татарстан,
к Комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети-Татарстан" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 28 октября 2011 г. N 49/11.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Общество нарушило установленный порядок ценообразования, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при заключении договоров было оговорено, что услуги будут передаваться по тем же ценам, по которым будут предъявлять поставщики услуг, то есть Татэнергосбыт, Таттеплосбыт, и плюс услуги ООО "Коммунальные сети-Татарстан", связанные с содержанием и обслуживанием инженерных сетей в местах общего пользования, начиная от границы балансовой принадлежности, то есть от точки врезки с уличного коллектора или столба до приборов учета потребителя.
В перечень этих работ вошли такие, как ежегодная промывка и опрессовка тепловых сетей, включая также потребителей, ремонт запорной арматуры на сетях, содержание узла учета тепла и электроэнергии, госповерка приборов, прочистка канализационных коллекторов, подготовка паспортов готовности. В цену на услугу теплоснабжения, установленную ООО "Коммунальные сети-Татарстан", включены затраты ООО "Коммунальные сети - Татарстан" по содержанию и обслуживанию инженерных сетей и здания, в котором находятся субабоненты.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01 июля 2009 г. между ООО "Коммунальные сети - Татарстан" и ОАО "Татэнергосбыт" заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 7520-Т.
Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2009 г. N 5-34/э тариф на тепловую энергию для потребителей в 2010 г. был установлен в размере 1014, 24 руб./Гкал (без НДС).
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 23 декабря 2010 г. N 5-37/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Таттеплосбыт" потребителям" тариф на тепловую энергию для потребителей на 2011 г. установлен в размере 1085, 97 руб./Гкал (без НДС).
Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 20 ноября 2009 г. N 5-25/э тариф на тепловую энергию для бюджетных потребителей в 2010 г. был установлен в размере 480, 0 руб./Гкал (без НДС).
Тепловая энергия в горячей воде поставлялась ОАО "Татэнергосбыт" в 2010-2011 г.г. по вышеуказанным тарифам согласно группам потребителей, что подтверждается счетами-фактурами и актами приема-передачи тепловой энергии.
ООО "Коммунальные сети - Татарстан" заключило договоры на возмещение расходов на теплоснабжение от 11 января 2010 г. N 78 Б/Т, от 01 января 2011 г. N 99 Б/Т с РГУП "БТИ" МСА ЖКХ РТ, от 01 января 2011 г. N 76 Б/Т, от 01 января 2011 г. N 103 Б/Т с ФГУ "ЗКП" по РТ, от 01 января 2010 г. N 94 Б/Т с ООО "Меридиан", от 01 января 2010 г. N 77 Б/Т, от 01 января 2011 г. N 102 Б/Т с Управлением Росреестра по РТ.
Поставка тепловой энергии осуществлялась по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, поселок ЗЯБ, 17/23.
Согласно актам и счетам-фактурам, выставляемым ООО "Коммунальные сети - Татарстан", при расчетах за тепловую энергию применялись завышенные тарифы, в результате чего размер излишне полученной выручки составил 80 325 руб. 88 коп. (организация применяет упрощенную систему налогообложения).
По результатам рассмотрения материалов проверки административный орган в отношении Общества 17 октября 2011 г. составил протокол N 49/11 об административном правонарушении, на основании которого Комитетом Республики Татарстан по тарифам вынесено оспариваемое постановление о признании ООО "Коммунальные сети - Татарстан" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160 651, 76 руб.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом такого правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Как правильно указал суд первой инстанции, одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
На территории Республики Татарстан тарифы установлены постановлениями Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам.
Из пояснений директора ООО "Коммунальные сети - Татарстан" Миннекаева Р.С. следует, что в цену на услугу теплоснабжения, установленную ООО "Коммунальные сети - Татарстан", включены затраты ООО "Коммунальные сети - Татарстан" по содержанию и обслуживанию инженерных сетей и здания, в котором находятся субабоненты. Помимо этого в договорах на возмещение расходов на теплоснабжение предусмотрено взимание 8 % от сумм оказанных услуг теплоснабжения в качестве стоимости "организационно-сбытовых услуг".
В соответствии с п. 72 приказа Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы энергоснабжающей организации на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Пунктом 58 приказа N 20-э/2 предусмотрено, что расходы на эксплуатацию тепловых сетей включаются в состав тарифа на передачу тепловой энергии.
Из анализа приведенных норм законодательства судом первой инстанции сделан правильный вывод, что цены (тарифы) на тепловую энергию, регулируемые государством, в составе которых учитываются необходимые расходы организации, не могут быть определены соглашением сторон и поставлены в зависимость от критериев, прямо не предусмотренных законодательством в области государственного регулирования цен.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил суду доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных выше требований законодательства.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество нарушило установленный порядок ценообразования, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не выявлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2012 г. по делу N А65-27246/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
...
В соответствии с п. 72 приказа Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы энергоснабжающей организации на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Пунктом 58 приказа N 20-э/2 предусмотрено, что расходы на эксплуатацию тепловых сетей включаются в состав тарифа на передачу тепловой энергии.
...
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество нарушило установленный порядок ценообразования, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А65-27246/2011
Истец: ООО "Коммунальные сети - Татарстан", ООО "Коммунальные сети-Татарстан", г. Набережные Челны
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Комитет Республики Татарстан по тарифам, г. Казань