город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2012 г. |
дело N А53-9797/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменко Р.А.
при участии:
от Министерства экономического развития Ростовской области: Новик Александра Александровна, паспорт, по доверенности N 17.6/57д от 28 июля 2011 года,
от открытого акционерного общества "НОРД-ВЕСТ": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом,
от Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НОРД-ВЕСТ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.01.2012 по делу N А53-9797/2011 о взыскании задолженности по арендной плате, расторжении договора аренды земельного участка, обязании возврата земельного участка
по иску Министерства экономического развития Ростовской области
к ответчику открытому акционерному обществу "НОРД-ВЕСТ"
по встречному иску открытого акционерного общества "НОРД-ВЕСТ"
к Министерству экономического развития Ростовской области
о взыскании убытков
при участии третьего лица: Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области,
принятое в составе судьи Смольковой А.В.
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "НОРД-ВЕСТ" (далее - общество) о взыскании арендной платы в сумме 124 053 руб. 34 коп., расторжении договора аренды земельного участка от 18 августа 2008 года N II-6-1513 и соглашения о реализации инвестиционного проекта от 18 августа 2008 года N2-6 и обязании ответчика возвратить земельный участок.
Ответчиком заявлен встречный иск о взыскании убытков в сумме 257 954 руб. 58 коп., который принят для рассмотрения совместно с первоначальным иском.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда от 11 января 2012 года по первоначальному иску общество присуждено к исполнению обязанности по возврату министерству по акту приема-передачи земельного участка из категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с кадастровым номером 61:01:600008:1513, общей площадью 15001 кв.м., расположенного по адресу Россия, установлено относительно ориентира Ростовская область, Азовский район, игорная зона "Азов-Сити", участок N 2-6, с общества в пользу министерства взыскано 124 053 руб. 34 коп. В остальной части первоначального иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 8 721 руб. 60 коп. государственной пошлины по иску.
Общество оспорило судебный акт в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Поскольку договор аренды прекратился в результате издания акта государственного органа, постольку у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания арендной платы в сумме 124 053 руб. 34 коп. Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявленных встречным иском требований о взыскании убытков в размере уплаченной обществом арендной платы, которые понесло общество вследствие принятия Федерального закона от 3 ноября 2010 года N 281-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель министерства поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2008 года между министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (правопредшественник истца) и открытым акционерным обществом "НОРД-ВЕСТ" был заключен договор N II-6-1513 аренды земельного участка из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с кадастровым номером: 61:01:600008:1513, общей площадью 15001 кв.м., расположенного по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Россия, установлено относительно ориентира Ростовская область, Азовский район, игорная зона "Азов-Сити", участок II-6, расположенного в границах участка, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору в качестве приложения N 1, для строительства инвестиционного объекта, с разрешенным использованием: основной вид - казино, залы игровых автоматов, предприятия общественного питания, гостиницы; вспомогательный вид - гостевые автостоянки, спортивные площадки, хозяйственные постройки, гаражи для служебного автотранспорта, солярии, бани, сауны, складские помещения, мастерские, площадки для мусора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды земельный участок предоставляется в аренду с целью строительства инвестиционного объекта недвижимости (комплекса объектов недвижимости), подлежащего возведению в рамках реализации инвестиционного проекта "Гостинично-развлекательный комплекс" в игорной зоне "Азов-Сити" согласно заключенному между сторонами Соглашению о реализации инвестиционного проекта, являющемуся приложением N 2 к договору аренды.
18 августа 2008 года в качестве приложения к договору аренды сторонами было заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта N 2-6 в соответствии с пунктом 2.1 которого общество как инвестор обязалось осуществить финансирование строительства "Гостинично-развлекательного комплекса", обеспечить его строительство, включая проектно-изыскательские работы, в сроки и на условиях определенных контрактом (далее - инвестиционный контракт).
Пунктом 2.1 договора аренды размер арендной платы определен в размере 85 000 руб. в год.
Пунктом 2.7 договора предусмотрено, что размер годовой арендной платы подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен на очередной финансовый год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития области, согласованным решением коллегии Администрации Ростовской области.
Дополнительным соглашением N 1 от 12 марта 2009 года в пункт 2.7 внесено изменение, которым индексация размера годовой арендной платы была обусловлена уровнем инфляции, предусмотренным областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 7.2 договор срок его действия определен десятью годами с 18 августа 2008 года по 18 августа 2018 года.
Факт передачи спорного земельного участка подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи от 18 августа 2008 года (приложение N 3 к договору аренды).
Право собственности Ростовской области на земельный участок, являющийся объектом аренды по спорному договору, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 июня 2008 года серии 61 АД N 098060.
Договор аренды от 18 августа 2008 года зарегистрирован УФРС по Ростовской области 14 октября 2008 года за N 61-61-03/052/2008-248.
Дополнительное соглашение N 1 от 12 марта 2009 года зарегистрировано УФРС по Ростовской области 19 июня 2009 года за N 61-61-03/065/2009-148.
Материалы дела не содержат доказательств существования обстоятельств, являющихся основанием для вывода о ничтожности или незаключенности спорного договора аренды, а равно совершенного в качестве приложения к нему инвестиционного контракта.
По своей правовой природе договор аренды N 1 от 18 августа 2008 года представляет собой договор аренды земельного участка, правоотношения из которого регулируются главой 34 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как указано выше, земельный участок по спорному договору аренды был предоставлен истцом ответчику для использования в конкретных целях - для строительства инвестиционного объекта в рамках реализации инвестиционного проекта "Гостинично-развлекательный комплекс" в игорной зоне "Азов-Сити" согласно заключенному между сторонами Соглашению о реализации инвестиционного проекта, являющемуся приложением N 2 к договору аренды, с разрешенным использованием: основной вид - казино, залы игровых автоматов, предприятия общественного питания, гостиницы; вспомогательный вид - гостевые автостоянки, спортивные площадки, хозяйственные постройки, гаражи для служебного автотранспорта, солярии, бани, сауны, складские помещения, мастерские, площадки для мусора.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, которые (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ было предусмотрено создание игорной зоны на территориях Краснодарского края и Ростовской области, включающей части территорий каждого из указанных субъектов Российской Федерации.
На основании Закона N 244-ФЗ в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года N 376 Положением о создании и ликвидации игорных зон распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 1945-р на территориях Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области была создана игорная зона "Азов-Сити"; границы игорной зоны на территории Азовского района Ростовской области были определены в соответствии с кадастровым планом земельного участка, имеющего кадастровый номер 61:01:60 00 08:1378.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 5 мая 2008 года N 01-02/08-7996, являющийся объектом аренды по спорному договору земельный участок с кадастровым номером 61:01:600008:1513 образован посредством выдела из земельного участка с кадастровым номером 61:01:600008:1378, что соответствует распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 1945-р.
Федеральным законом N 281-ФЗ от 3 ноября 2010 года "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ) Ростовская область была исключена из числа субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны.
На основании Закона N 281-ФЗ распоряжением Правительство Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 558-р игорная зона "Азов-Сити", созданная на территории Азовского района Ростовской области в пределах границ спорного земельного участка, была ликвидирована.
В силу изложенного использование земельного участка, являющегося объектом аренды по договору N II-6-1513 от 18 августа 2008 года, с даты введения в действие Закона N 281-ФЗ стало невозможным. В силу изложенного стало невозможным исполнение обязательств из инвестиционного контракта N 2-6 от 18 августа 2008 года, совершенного в качестве приложения N 2 к указанному договору аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Специальным случаем невозможности исполнения обязательства, приводящей к прекращению последнего, является невозможность исполнения, обусловленная изданием акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязательства из договора аренды N II-6-1513 от 18 августа 2008 года и инвестиционного контракта N 2-6 от 18 августа 2008 года, прекратились по предусмотренному ГК РФ основанию невозможности их исполнения, соответствует обстоятельствам дела и основан на действующем законодательстве.
При этом тот факт, что ликвидация игорной зоны "Азов-Сити", созданной на территории Азовского района Ростовской области в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 61:01:60 00 08:1378, была осуществлена распоряжением Правительства РФ 31 марта 2011 года, не влияет на день наступления невозможности исполнения обязательств из договора аренды N II-6-1513 от 18 августа 2008 года и инвестиционного контракта N 2-6 от 18 августа 2008 года, поскольку из статьи 9 Закона N 244-ФЗ следует, что полномочием по определению субъектов Российской Федерации, на территории которых могут быть созданы игорные зоны обладает Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти, а в компетенцию Правительства РФ входят определение порядка создания и ликвидации игорных зон, а также определение их наименования, границы, иные параметры игорных зон в пределах тех субъектов РФ, которые определены федеральным законом.
В соответствии с выраженным в решении ВАС РФ от 10 октября 2011 года N ВАС-9161/11 толкованием норм материального права деятельность по организации и проведению азартных игр на территории, которая не отнесена к игорной зоне в силу федерального закона, является незаконной.
Поскольку полномочием по определению субъектов Российской Федерации, на территории которых могут быть созданы игорные зоны, обладает орган законодательной власти Российской Федерации, постольку незаконность, а, соответственно, юридическую невозможность дальнейшего осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории расположенной в Ростовской области игорной зоны "Азов-Сити" обусловило исключение Ростовской области из числа субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны, Законом N 281-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Закон N 281-ФЗ вступил в силу 21 ноября 2010 года - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в "Российской газете".
В силу изложенного указанная дата определяет день прекращения обязательств из договора аренды N II-6-1513 от 18 августа 2008 года и инвестиционного контракта N 2-6 от 18 августа 2008 года.
Поскольку на день вынесения судебного решения обязательства из договора аренды N II-6-1513 от 18 августа 2008 года и инвестиционного контракта N 2-6 от 18 августа 2008 года прекратились по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 417 ГК РФ, постольку судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска министерства в части требования о расторжении указанных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Поскольку доказательств исполнения обязанности по возврату земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору N II-6-1513 от 18 августа 2008 года, либо ее прекращения иным предусмотренным законом способом на день вынесения решения суда первой инстанции обществом не представлено, постольку суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск министерства в части присуждения общества к исполнению в натуре обязанности по возврату указанного земельного участка министерству. Доводы о неправомерности судебного акта в данной части в апелляционной жалобе не приведены.
В содержание первоначального иска министерства входит требование о взыскании с общества задолженности по арендной плате по состоянию на 26 декабря 2011 года, сумма которой определена истцом за вычетом суммы переплаты обществом договорной неустойки за допущенные в период действия договора просрочки уплаты арендной платы, в размере 124 053 руб. 54 коп.
Данное требование удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме. Оспаривая решение в этой части, общество ссылается на отсутствие оснований для взыскания с него арендной платы.
Оценив законность и обоснованность судебного акта в указанной части, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, утвержден Постановлением Администрации Ростовской области от 5 декабря 2007 года N 475 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в государственной собственности Ростовской области" (далее - Порядок определения размера арендной платы N 475).
Пунктом 2.1 договора аренды размер арендной платы определен в размере 85 000 руб. в год.
Довод о несоответствии установленного договором размера арендной платы Порядку определения размера арендной платы N 475, сторонами не приведен.
Пунктом 2.7 договора в первоначальной редакции было предусмотрено, что размер годовой арендной платы подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен на очередной финансовый год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития области, согласованным решением коллегии Администрации Ростовской области, что соответствовало действовавшей на день заключения договора редакции пункта 7 Порядок определения размера арендной платы N 475.
Дополнительным соглашением N 1 от 12 марта 2009 года в пункт 2.7 внесено изменение, которым индексация размера годовой арендной платы была обусловлена уровнем инфляции, предусмотренным областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, что соответствует пункту 7 Порядка определения размера арендной платы N 475 в редакции постановления Администрации Ростовской области от 9 февраля 2009 года N 53.
Как следует из расчета задолженности, представленного истцом, размер арендной платы за земельный участок за 2008 год (с 18 августа 2008 по 31 декабря 2008 года) определен истцом в сумме 31 593 руб. 47 коп. исходя из установленной пунктом 2.1 договора аренды ставки годовой арендной платы в размере 85 000 руб. (7083 руб. 33 коп. в месяц).
Прогнозом социально-экономического развития Ростовской области, согласованным решением коллегии Администрации Ростовской области от 1 сентября 2008 года N 48 был установлен индекс потребительских цен в размере 111,2%, подлежащий применению для определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 7 Порядка определения размера арендной платы N 475 в редакции, действовавшей на день заключения договора аренды, пунктом 2.7 договора аренды в первоначальной редакции.
Областным законом от 23 июня 2009 года N 245-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" был установлен уровень инфляции в размере 14,3 %, который подлежит применению для определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 7 Порядка определения размера арендной платы N 475 в редакции постановления Администрации Ростовской области от 9 февраля 2009 года N 53, пунктом 2.7 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12 марта 2009 года.
Исходя из изложенного сумма годовой арендной платы в 2009 году составляет 97 155 руб.
Областным законом от 7 декабря 2009 года N 333-ЗС "Об областном бюджете на 2010 год" уровень инфляции был определен в размере 11,2 %, который подлежит применению для определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 7 Порядка определения размера арендной платы N 475 в редакции постановления Администрации Ростовской области от 9 февраля 2009 года N 53, пунктом 2.7 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12 марта 2009 года.
Исходя из изложенного сумма годовой арендной платы в 2010 году составляет 108 036 руб. 36 коп.
Областным законом от 8 декабря 2010 года N 516-ЗС "Об областном бюджете на 2011 год" уровень инфляции был определен в размере 7,9 %, который подлежит применению для определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 7 Порядка определения размера арендной платы N 475 в редакции постановления Администрации Ростовской области от 9 февраля 2009 года N 53, пунктом 2.7 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12 марта 2009 года.
Исходя из изложенного сумма годовой арендной платы в 2011 году (январь-ноябрь и 26 дней декабря 2011 года) составляет 115 160 руб. 67 коп.
Исходя из изложенного сумма арендной платы за период с 18 августа 2008 года по 26 декабря 2011 года составляет 351 945 руб. 50 коп.
Тот факт, что спорный договор аренды был прекращен 21 ноября 2010 года на основании пункта 1 статьи 417 ГК РФ не свидетельствует об отсутствии обязанности общества по уплате арендной платы за период с 22 ноября 2010 года по 26 декабря 2011 года в силу следующего.
В соответствии с частью третьей статьи 622 ГК РФ, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Разъясняя содержание статьи 622 ГК РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 38 Информационного письма от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - Информационное письмо ВАС РФ N 66) указал, что взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором.
Из пункта 37 Информационного письма ВАС РФ N 66 следует, что основанием освобождения арендатора от обязанности по уплате арендных платежей за период просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора является уклонение арендодателя от приемки арендованного имущества.
Между тем, из материалов дела следует, что в связи с принятием и введением в действие Закона N 281-ФЗ министерство неоднократно обращалось к обществу с предложениями о расторжении договора и возврате земельного участка, что подтверждается письмами министерства N 17/3101 от 13 ноября 2010 года, N 17/3513 от 10 декабря 2010 года, N 17/1085 от 13 апреля 2011 года.
На указанные предложения общество не ответило, спорный участок не возвратило.
Поскольку обществом не представлены доказательства возврата арендодателю спорного земельного участка на 26 декабря 2011 года, а равно доказательства существования обстоятельств, являющихся основаниями освобождения его от обязанности по уплате арендной платы за период после прекращения договора аренды, постольку арендная плата в размере, предусмотренном спорным договором, подлежит взысканию за период до указанной даты.
За период с начала действия договора обществом была уплачена арендная плата в сумме 218 718 руб. 53 коп., что подтверждается платежными документами не оспаривается сторонами.
Таким образом, разница между подлежащей уплате за период с 18 августа 2008 года по 26 декабря 2011 года арендной платой (351 945 руб. 50 коп.) и фактически уплаченной арендной платой (218 718 руб. 53 коп.) составила 133 226 руб. 97 коп.
Указанная сумма выражает размер задолженности общества по уплате арендных платежей перед министерством в рамках спорных правоотношений.
Доказательства исполнения опосредующей указанную задолженность обязанности, а равно ее прекращения иными предусмотренными законом способами обществом не представлено.
Из материалов дела следует, что сумма исковых требований по первоначальному иску определена в размере 124 053 руб. 34 коп. путем уменьшения долга по арендной плате на сумму излишне уплаченной обществом неустойки, которая по расчету министерства составляет 9 065 руб. 85 коп.
Поскольку определенная таким способом сумма требований не превышает сумму долга, право требования которой в рамках спорных правоотношений принадлежит министерству, постольку суд первой инстанции правомерно взыскал указанную сумму с общества в пользу министерства.
Встречным иском общество просило взыскать с министерства сумму в размере 257 954 руб. 58 коп. убытков, причиненных прекращением спорного договора аренды
Как следует из материалов дела, сумма в размере 257 954 руб. 58 коп. представляет собой общую сумму платежей, произведенных обществом в пользу министерства в рамках спорных правоотношений, которая складывается из платежей различной правовой природы, включая уплаченные обществом арендные платежи в сумме 218 718 руб. 53 коп. и неустойку в сумме 39 236 руб. 05 коп.
Пункт 1 статьи 417 ГК РФ предоставляет сторонам договора, обязательство из которого прекращено в результате издания акта государственного органа, право требовать возмещения убытков в соответствии со статьями 13 и 16 ГК РФ.
Статья 13 ГК РФ предусматривает восстановление нарушенного права либо его защиту иными, предусмотренными статьей 12 ГК РФ способами, в случае признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Статья 16 ГК РФ определяет субъекта такой ответственности, возлагая обязанность по возмещению убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, на Российскую Федерацию, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Как указано выше, невозможность исполнения спорного договора аренды обусловлена введением в действие Закона N 281-ФЗ.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для возложения обязанности по возмещению убытков на министерство как юридическое лицо, а равно на публичное образование - Ростовскую область, - органом которой выступает министерство, отсутствуют.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют. Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 января 2012 года по делу N А53-9797/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 37 Информационного письма ВАС РФ N 66 следует, что основанием освобождения арендатора от обязанности по уплате арендных платежей за период просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора является уклонение арендодателя от приемки арендованного имущества.
Между тем, из материалов дела следует, что в связи с принятием и введением в действие Закона N 281-ФЗ министерство неоднократно обращалось к обществу с предложениями о расторжении договора и возврате земельного участка, что подтверждается письмами министерства N 17/3101 от 13 ноября 2010 года, N 17/3513 от 10 декабря 2010 года, N 17/1085 от 13 апреля 2011 года.
...
Пункт 1 статьи 417 ГК РФ предоставляет сторонам договора, обязательство из которого прекращено в результате издания акта государственного органа, право требовать возмещения убытков в соответствии со статьями 13 и 16 ГК РФ.
Статья 13 ГК РФ предусматривает восстановление нарушенного права либо его защиту иными, предусмотренными статьей 12 ГК РФ способами, в случае признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Статья 16 ГК РФ определяет субъекта такой ответственности, возлагая обязанность по возмещению убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, на Российскую Федерацию, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Как указано выше, невозможность исполнения спорного договора аренды обусловлена введением в действие Закона N 281-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А53-9797/2011
Истец: Министерство экономического развития РО, Министерство Экономического развития Ростовской области
Ответчик: ОАО "НОРД-ВЕСТ"
Третье лицо: МИЗО, финансового оздоровления предприятий, организаций РО (Минимущество РО), Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовскоцй области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1829/12