г. Саратов |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А06-4750/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Гусаковой Е.Б. - Коростелёва Л.В. по доверенности от 28.10.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Астрахани, Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2011 г.. по делу N А06-4750/2011, принятое судьей Мирекиной Е.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гусаковой Е.Б.
к администрации г. Астрахани, Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани,
третьи лица: Досмухамедов Т.З., общество с ограниченной ответственностью "Альтаир", общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр "На Маркина"
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 30.11.2011 г.. удовлетворены требования индивидуального предпринимателя Гусаковой Е.Б. (далее - ИП Гусакова Е.Б., предприниматель) о признании незаконным постановления администрации г. Астрахани от 29.09.2011 г. N 9054 "О предоставлении Досмухамедову Т.З. земельного участка по ул. Маркина, 44 "б" в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объектов торговли (без ограничения площади)".
Администрация, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани, не согласившись с принятым решением, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Индивидуальный предприниматель Гусакова Е.Б. возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит принятое по делу решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Администрации, Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что принятое по делу решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.03.2010 г.. Досмухамедов Т.З. обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Маркина, 44 "б", для присоединения к основному земельному участку площадью 272,43 кв.м и 280 кв.м для предоставления торговых мест и благоустройства территории.
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани сообщил о возможности использования данного участка согласно архитектурно-планировочному заданию под внешнее благоустройство и для организации строительной площадки на период реконструкции рынка.
30.07.2010 г.. Досмухамедов Т.З. дал согласие на использование запрашиваемого участка для организации складирования строительных материалов на период реконструкции рынка.
14.06.2011 г.. было издано постановление администрации г. Астрахани N 4776 об образовании земельного участка площадью 776 кв.м из состава земель населенных пунктов и утверждена схема расположения земельного участка по ул. Маркина, 44 "б" в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли площадью 776 кв.м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в ФБУ "Кадастровая палата" с кадастровым номером 30:12:01020014:14.
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка за плату на праве аренды для целей, несвязанных со строительством, площадью 776 кв.м по ул. Маркина 44 б с определенным разрешенным видом использования - только для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли - была размещена в газете "Горожанин" N 26 от 06.07.2011 г.
11.07.2011 г. ИП Гусакова Е.Б. обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу ул. Маркина 44 "б" в Ленинском районе г. Астрахани площадью 776 кв. м на праве аренды для целей, несвязанных со строительством, для эксплуатации контейнерной площадки и складирования строительных материалов (т.1, л.д.14).
Рассмотрев заявление Гусаковой Е.Б., 26.08.2011 г. Управление земельными ресурсами письмом за N 05/013/2011-666 запросило дополнительную информацию о предполагаемом объекте строительства и целях использования запрашиваемого земельного участка по ул. Маркина, 44 "б".
21.09.2011 г.. Гусаковой Е.Б. в Управление земельными ресурсами были представлены дополнительные документы: копия письма Комитета по архитектуре от 09.04.2010 г. и копия эскизного проекта комплекса торговых павильонов и обозначены цели использования запрашиваемого земельного участка - для организации складирования строительных материалов и эксплуатации контейнерной площадки.
В связи с обращением Досмухамедова Т.З. 21.09.2011 г. об оформлении документов землепользования 29.09.2011 г. Администрацией принято постановление N 9054 о предоставлении Досмухамедову Т.З. земельного участка площадью 775 кв.м (кадастровый номер 30:12:01020014:14) по ул. Маркина 44 б в Ленинском районе из состава земель населенных пунктов для организации складирования строительных материалов во время строительства объекта торговли (без ограничения площади) в аренду сроком на 3 года.
08.11.2011 г. в адрес Гусаковой Е.Б. Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани направило письмо о невозможности рассмотрения заявления Гусаковой Е.Б. положительно в связи с тем, что разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 30:12:01020014:14 по ул. Маркина 44 б в Ленинском районе является только организация складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли, а не для эксплуатации контейнерной площадки. Кроме того, контейнерная площадка не попадает в границы испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что постановление Администрации о предоставлении Досмухамедову Т.З. спорного земельного участка нарушает права заявителя на получение его в аренду в установленном законом порядке, предприниматель Гусакова Е.Б. обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нормам Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахани", утвержденным Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.08.2008 г.. N 109.
Апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 ст. 198 АПК РФ и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Порядок предоставления на территории муниципального образования "Город Астрахань" земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим или физическим лицам для целей, не связанных со строительством, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахани", утвержденным Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.08.2008 г.. N 109.(далее - Положение).
В соответствии с п. 1.2 Положения земельные участки для целей, не связанных со строительством, на территории г. Астрахани могут предоставляться юридическим и физическим лицам в собственность или передаваться в аренду, за плату или бесплатно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Земельные участки юридическим и физическим лицам предоставляются в порядке установленном пунктами 2.2 - 2.6.1 Положения.
Администрация города Астрахани в течение одного дня после принятия заявления передает его в комитет имущественных отношений города Астрахани. Комитет имущественных отношений города Астрахани в десятидневный срок со дня принятия заявления администрацией города Астрахани рассматривает его и направляет запрос о возможности предоставления земельного участка в комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани.
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани в десятидневный срок на основании запроса комитета имущественных отношений города Астрахани и в соответствии с градостроительной документацией, с учетом зонирования территории готовит рекомендацию об использовании земельного участка под заявленные цели по установлению границ земельного участка (далее - земельный участок).
Комитет имущественных отношений города Астрахани на основании заявления и рекомендации комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани поручает землеустроительной организации, выбранной заявителем и за его счет, подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "Город Астрахань".
Комитет имущественных отношений города Астрахани в месячный срок с момента поступления в администрацию города Астрахани заявления, при наличии землеустроительной документации, осуществляет подготовку решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "Город Астрахань".
После утверждения проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) комитет имущественных отношений города Астрахани обеспечивает публикацию о предоставлении земельного участка, в которой должны содержаться сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани.
В случае если по истечении 14 дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка в собственность или передаче его в аренду о месторасположении участка, площади и виде разрешенного использования иные заявления не поступили, администрация города Астрахани принимает соответствующий правовой акт о формировании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения в случае если по истечении 14 дней со дня опубликования информации о возможном предоставлении земельного участка в собственность или о передаче его в аренду поступили иные заявления физических либо юридических лиц, претендующих на получение земельного участка, участок подлежит выставлению на торги в форме аукциона в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Администрация города Астрахани принимает правовой акт о формировании земельного участка, осуществляет постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Комитет имущественных отношений города Астрахани обеспечивает публикацию сообщения о проведении торгов в форме аукциона, в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Администрация города Астрахани заключает с победителем торгов договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок на основании протокола о результатах торгов в форме аукциона (пункт 3.2, 3.3, 3.4 Положения).
Как следует из материалов дела, публикация информации о предоставлении земельного участка в аренду по ул. Маркина, 44 "б" состоялась 06.07.2011 г., заявление ИП Гусаковой Е. Б., адресованное Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, для эксплуатации контейнерной площадки и складирования строительных материалов, поступило в Управление 11.07.2011 г., то есть до истечения 14 дней со дня публикации.
По запросу Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани, ИП Гусаковой Е.Б. в орган местного самоуправления были представлены: копия эскизного проекта и письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани N 1467 от 09.04.2010 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается выводом суда первой инстанции о том, что в связи с поступлением заявления ИП Гусаковой Е.Б., претендующей на получение земельного участка, участок подлежал выставлению на торги в форме аукциона в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Довод Администрации о том, что заявление Гусаковой Е.Б. рассматривалось в рамках ст. 36 Земельного Кодекса РФ, так как в заявлении кроме целей складирования строительных материалов были указаны иные цели, не связанные с разрешенным видом использования, - эксплуатация контейнерной площадки, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку поданное в установленный срок заявление ИП Гусаковой Е.Б. содержало конкретное указание о предоставлении земельного участка в рамках статьи 34 Земельного кодекса РФ, адрес, площадь земельного участка, цели - складирование строительных материалов, в связи с чем оно подлежало рассмотрению в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что органом местного самоуправления не соблюден порядок, установленный п. 3.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахани", обязывающий выставить спорный земельный участок на торги в форме аукциона.
Нормы, содержащиеся в п.1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае приоритетного предоставления без торгов земельного участка одному из лиц, подавших заявление о получении земельного участка в аренду, такое решение должно быть мотивировано ссылкой на закон либо иной нормативный акт (абзац 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Администрацией города Астрахани, Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани не представлено доказательств законности предоставления спорного земельного участка Досмухамедову Т.З. при наличии заявки предпринимателя Гусаковой Е.Б. о получении земельного участка в аренду, в том числе и для организации складирования строительных материалов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что требования ИП Гусаковой Е.Б. о признании недействительным постановления администрации г. Астрахани от 29.09.2011 г. N 9054 "О предоставлении Досмухамедову Т.З. земельного участка по ул. Маркина, 44 "б" в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объектов торговли (без ограничения площади)" правомерно удовлетворены судом первой инстанции в силу того, что оспариваемый в рамках настоящего дела ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нормам Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахань".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и принятым при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 30.11.2011 г.. по делу N А06-4750/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Администрации о том, что заявление Гусаковой Е.Б. рассматривалось в рамках ст. 36 Земельного Кодекса РФ, так как в заявлении кроме целей складирования строительных материалов были указаны иные цели, не связанные с разрешенным видом использования, - эксплуатация контейнерной площадки, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку поданное в установленный срок заявление ИП Гусаковой Е.Б. содержало конкретное указание о предоставлении земельного участка в рамках статьи 34 Земельного кодекса РФ, адрес, площадь земельного участка, цели - складирование строительных материалов, в связи с чем оно подлежало рассмотрению в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что органом местного самоуправления не соблюден порядок, установленный п. 3.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахани", обязывающий выставить спорный земельный участок на торги в форме аукциона.
Нормы, содержащиеся в п.1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае приоритетного предоставления без торгов земельного участка одному из лиц, подавших заявление о получении земельного участка в аренду, такое решение должно быть мотивировано ссылкой на закон либо иной нормативный акт (абзац 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Администрацией города Астрахани, Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани не представлено доказательств законности предоставления спорного земельного участка Досмухамедову Т.З. при наличии заявки предпринимателя Гусаковой Е.Б. о получении земельного участка в аренду, в том числе и для организации складирования строительных материалов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что требования ИП Гусаковой Е.Б. о признании недействительным постановления администрации г. Астрахани от 29.09.2011 г. N 9054 "О предоставлении Досмухамедову Т.З. земельного участка по ул. Маркина, 44 "б" в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объектов торговли (без ограничения площади)" правомерно удовлетворены судом первой инстанции в силу того, что оспариваемый в рамках настоящего дела ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нормам Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Астрахань"."
Номер дела в первой инстанции: А06-4750/2011
Истец: ИП Гусакова Е. Б., Предприниматель Гусакова Елена Богдановна
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Управление земельными ресурсами Администрации города Астрахани
Третье лицо: ООО "Альтаир", ООО "Торговый центр на Маркина", Предприниматель Досмухамедов Тахир Захирович, Управление земельными ресурсами администрациии г. Астрахани
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4983/13
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3218/13
20.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-183/13
19.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-890/12
19.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-354/12
03.10.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6648/11