город Тула |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А09-276/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью оптово-розничного предприятия "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 11.01.2012 по делу N А09-276/2010 (судья Малюгов И.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Сауцкой Татьяны Наумовны (243140, Брянская область, г. Клинцы,
ОГРН 305324135400061)
к администрации города Клинцы Брянской области (243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Октябрьская, д. 42),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью оптово-розничное предприятие "Меркурий" (243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Станционная, д. 1, ОГРН 1023201335794); Управление Росреестра по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. 3-го Июля, д. 27),
о признании постановлений администрации города Клинцы Брянской области от 30.12.2009 N 1655, от 30.12.2009 N 1656 и от 30.12.2009 N 1657 недействительными,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Сауцкой Татьяны Наумовны - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ответчика: администрации города Клинцы Брянской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью оптово-розничное предприятие "Меркурий"; Управления Росреестра по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Сауцкая Татьяна Наумовна (далее - ИП Сауцкая Т.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации г. Клинцы (далее - администрация, ответчик) о признании недействительными постановления администрации города Клинцы Брянской области от 30.12.2009 N 1655, от 30.12.2009 N 1656 и от 30.12.2009 N 1657 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вышеназванным судебным актом, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из мотивировочной части следующие слова: "земельный участок, расположенный по адресу: г. Клинцы, ул. Станционная, 1, общей площадью 22 746 кв.м, является неделимым", поскольку выводы, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.ст. 121-123 АПК РФ. От Клинцовской городской администрации и ООО ОРП "Меркурий" поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений от 22.02.1992, составленного в ходе приватизации арендно-оптового предприятия "Меркурий", и в соответствии с договором выкупа имущества от 30.09.1992 N 24 трудовому коллективу арендно-оптового предприятия "Меркурий" продан ряд объектов недвижимого имущества, в частности, здание общетоварной базы.
Объекты недвижимости находятся в собственности трудового коллектива арендно-оптового предприятия "Меркурий", что подтверждается свидетельством о собственности от 18.11.1992 N 23, выданным фондом имущества г. Клинцы.
Постановлением администрации г. Клинцы от 13.10.1992 N 653 арендно-оптовому предприятию "Меркурий" на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных нужд предоставлен земельный участок площадью 5,13 га, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Станционная, д. 1.
Поскольку ООО ОРП "Меркурий" является правопреемником ТОО "Меркурий", которое в свою очередь является правопреемником арендно-оптового предприятия "Меркурий", право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком перешло к ТОО "Меркурий", а в последующем - к ООО ОРП "Меркурий".
По договору купли-продажи от 28.02.2002 N 11 часть здания общетоварной базы площадью 1 763,2 кв.м, расположенного на указанном земельном участке, продана индивидуальному предпринимателю Медведеву А.В. (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2002).
На основании договора купли-продажи склада от 13.05.2002, заключенного между индивидуальным предпринимателем Медведевым А.В. и индивидуальным предпринимателем Сауцкой Т.Н., нежилое помещение (склад) общей площадью 1 763,2 кв.м передано в собственность ИП Сауцкой Т.Н. (свидетельство о государственной регистрации права от 30.10.2003 серии 32 АБ N 051469).
Земельный участок площадью 22 746 кв.м, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Станционная, 1, на котором находятся двухэтажное нежилое строение - общетоварная база с эстакадой (лит. "А"), иные нежилые строения - гараж, склад, хозяйственный склад, проходная общетоварной базы и бытовое помещения, а также железнодорожный путь, поставлен ООО ОРП "Меркурий" на кадастровый учет 04.05.2009 с присвоением кадастрового номера 32:30:01 05 08:26.
В настоящее время ООО ОРП "Меркурий" фактически принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 22 746 кв.м.
Впоследствии ООО ОРП "Меркурий" инициировало межевание земельного участка площадью 22 746 кв.м с кадастровым номером 32:30:01 05 08:26, в результате которого произведен его раздел, с образованием четырех земельных участков, и обратилось в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данных земельных участков.
Постановлениями администрации г. Клинцы от 30.12.2009 N 1655, N 1656, N 1657 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО ОРП "Меркурий" и переданы в собственность за плату земельные участки, расположенные под объектами недвижимости, соответственно: линейный объект (железнодорожный путь) и бытовое помещение, гараж-склад, хозяйственный склад, проходная общетоварной базы, находящимися по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Станционная, д. 1.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ссылаясь на то, что земельный участок общей площадью 22 746 кв.м является неделимым, а в вынесенных постановлениях не учтена в соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) доля ИП Сауцкой Т.Н. в праве собственности на объект недвижимости, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке площадью 22 746 кв.м расположен объект недвижимости, который принадлежит двум собственникам - ООО ОРП "Меркурий" (свидетельство о собственности от 18.11.1992 N 23, выданное фондом имущества г. Клинцы) и ИП Сауцкой Т.Н. (свидетельство о государственной регистрации права от 30.10.2003 серии 32 АБ N 051469).
Арбитражным судом Брянской области 08.04.2011 рассмотрены требования ООО ОРП "Меркурий о признании незаконными действий администрации города Клинцы, выразившихся в оставлении без исполнения обращения ООО ОРП "Меркурий" от 30.04.2008 N 13 согласно письму от 03.10.2008 N 3134-4 и 08.04.2009 принято решение по делу N А09-15417/2008, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2010 решение Арбитражного суда Брянской области от 08.04.2011 оставлено без изменения.
Данным судебным актом установлено, что земельный участок, расположенный под зданием общетоварной базы, является неделимым, так как указанное здание представляет собой единое целое.
Суд первой инстанции правомерно указал, что названное решение вступило в законную силу и в соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Кроме того, судом установлено, что 07.10.2008 органом кадастрового учета принято решение N 3230/101/09-1520 об осуществлении кадастрового учета всех образуемых объектов недвижимости с присвоением кадастровых номеров 32:30:01 05 08:28, 32:30:01 05 08:29, 32:30:01 05 08:30, 32:30:01 05 08:31.
Не согласившись с данным решением, ИП Сауцкая Т.Н. обратилась в Арбитражный суд Брянской области с требованием о признании недействительным указанного решения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2011 по делу N А09-2004/2010 требования ИП Сауцкой Т.Н. удовлетворены, решение об осуществлении кадастрового учета признано недействительным.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что при указанном разделе земельного участка здание общетоварной базы с эстакадой, принадлежащее на момент вынесения спорного решения органа кадастрового учета ИП Сауцкой Т.Н. и ООО ОРП "Меркурий", находится на вновь образованном земельном участке площадью 12 101 кв.м с кадастровым номером 32:30:01 05 08:31.
В ходе рассмотрения этого дела назначена экспертиза, проведение которой поручалось экспертам ООО "Геокомплекс", по вопросам достаточности для обслуживания и эксплуатации здания общетоварной базы, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Станционная, 1, земельного участка с кадастровым номером 32:30:01 05 08:31, пересечения данного здания границ своего земельного участка с выходом на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 32:30:01 05 08:29.
Принимая во внимание выводы эксперта, суд решил, что образование земельных участков с кадастровым номером 32:30:01 05 08:29 и кадастровым номером 32:30:01 05 08:31 произведено с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, поскольку переделы границ земельного участка не охватывают всей площади здания.
Кроме того, суд установил, что при осуществлении кадастровых работ инженером в нарушение требований земельного и градостроительного законодательства определено местоположение границ земельного участка 32:30:01 05 08:31 (определение характерных точек границ и координат), что привело, соответственно, к нарушению требований Закона о кадастре недвижимости к содержанию межевого плана.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А09-2004/2010 и в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ не доказываются вновь и имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Вместе с тем, в материалы дела представлены письма начальника территориального отдела по Клинцовскому району, городу Клинцы, Красногорскому и Гордеевскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области на имя и.о. главы администрации г. Клинцы от 12.01.2010 N 3, от 20.01.2010 N 28, в которых сообщается об отзыве кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:30:01 05 08:28, 32:30:01 05 08:29, 32:30:01 05 08:30, 32:30:01 05 08:31 в связи с открывшимися новыми обстоятельствами и фактами, касающимися установления кадастровой стоимости указанных земельных участков, а также об отказе в регистрации, поскольку формирование четырех земельных участков из одного, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Станционная, 1, произошло без решения администрации города Клинцы.
Аналогичное письмо от 27.01.2010 N 65 об отзыве кадастровых паспортов направлено в адрес Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области (Клинцовский отдел).
Кроме того, в письме от 27.01.2010 N 55 начальник территориального отдела по Клинцовскому району, городу Клинцы, Красногорскому и Гордеевскиму районам просил и.о. главы администрации г. Клинцы отменить постановления администрации г. Клинцы от 30.12.2009 N 1655, 1656, 1657.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемых постановлений администрацией не учтено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Клинцы, ул. Станционная, 1, общей площадью 22 746 кв.м, является неделимым, формирование и кадастровый учет четырех земельных участков произведены с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем обоснованно признал оспариваемые постановления недействительными и удовлетворил заявленные требования.
Податель жалобы ссылается на то, что в мотивировочной части обжалуемого решения суд распространил вывод о неделимости на весь земельный участок площадью 22 746 кв.м, тогда как в решении Арбитражного суда Брянской области от 08.04.2009 по делу N А09-15417/2008 указано, что "земельный участок, расположенный под зданием общеторговой базы, является неделимым, так как указанное здание представляет собой единое целое".
При этом в решении Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2011 по делу N А09-2004/2010 указано, что "земельный участок, расположенный непосредственно под зданием общеторговой базы, является неделимым, так как указанное здание представляет собой единое целое".
Учитывая изложенное, апеллянт считает, что суду следовало исходить из того, что неделимым является именно земельный участок, расположенный непосредственно под зданием общеторговой базы.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание указанный довод подателя жалобы по следующим основаниям.
Так, из решения Арбитражного суда Брянской области от 08.04.2009 по делу N А09-15417/2008 следует, что суд с учетом положений ст. 133 ГК РФ пришел к выводу о том, что "земельный участок, расположенный под зданием общеторговой базы, является неделимым, так как указанное здание представляет собой единое целое".
При этом суд исходил из того, что указанные помещения являются составной частью единого здания - общеторговой базы, поскольку имеют общие стены, фундамент, крышу.
В этой связи, учитывая, что помещения являются составной частью единого здания - общеторговой базы и расположены на земельном участке общей площадью 22 746 кв.м, суд первой инстанции правомерно указал, что при вынесении оспариваемого постановления администрацией не учтено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Клинцы, ул. Станционная, 1, общей площадью 22 746 кв.м, является неделимым.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не устанавливал неделимость земельного участка площадью 22 746 кв.м в рамках настоящего дела, является несостоятельным, поскольку данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 08.04.2009 по делу N А09-15417/2008 и в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не доказываются вновь и имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО ОРП "Меркурий" по платежному поручению от 09.02.2012 N 59 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., то есть в большем, чем предусмотрено п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, госпошлина в сумме 1 000 руб. на основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2012 по делу N А09-276/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью оптово-розничному предприятию "Меркурий" (243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Станционная, д. 1, ОГРН 1023201335794) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 09.02.2012 N 59.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
...
Принимая во внимание выводы эксперта, суд решил, что образование земельных участков с кадастровым номером 32:30:01 05 08:29 и кадастровым номером 32:30:01 05 08:31 произведено с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, поскольку переделы границ земельного участка не охватывают всей площади здания.
Кроме того, суд установил, что при осуществлении кадастровых работ инженером в нарушение требований земельного и градостроительного законодательства определено местоположение границ земельного участка 32:30:01 05 08:31 (определение характерных точек границ и координат), что привело, соответственно, к нарушению требований Закона о кадастре недвижимости к содержанию межевого плана.
...
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание указанный довод подателя жалобы по следующим основаниям.
Так, из решения Арбитражного суда Брянской области от 08.04.2009 по делу N А09-15417/2008 следует, что суд с учетом положений ст. 133 ГК РФ пришел к выводу о том, что "земельный участок, расположенный под зданием общеторговой базы, является неделимым, так как указанное здание представляет собой единое целое"."
Номер дела в первой инстанции: А09-276/2010
Истец: ИП Сауцкая Татьяна Наумовна
Ответчик: Администрация г. Клинцы
Третье лицо: ООО ОРП "Меркурий", Управление Росреестра по Брянской области.