город Воронеж |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А14-10439/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Федорова В.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Щекланов Е.А., представитель по доверенности N НБ-12/7 от 10.01.2012;
от Администрации городского округа г. Воронеж: Жемчужникова В.А., представитель по доверенности N 1003 от 10.01.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Региональной общественной организации ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 по делу N А14-10439/2011 (судья Росляков Е.И.) по иску Администрации городского округа г. Воронеж (ОГРН 1023601575733) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", Региональная общественная организация ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г. Воронеж (далее - Администрация городского округа г. Воронеж, истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области, ответчик) о признании за муниципальным образованием городской округ город Воронеж права муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м. (номера 1-6 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132; нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м. (номера 1-5 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", Региональная общественная организация ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Воронежской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания для отмены обжалуемого решения заявитель указывает, что истец, обращаясь в суд за признанием права собственности, не учел требования специального федерального законодательства, которое определяет порядок передачи спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность. Ответчик считает, что в настоящий момент у истца присутствует право на обращение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии за регистрацией права собственности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация городского округа г. Воронеж в отзыве на апелляционную жалобу полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", Региональная общественная организация ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ в судебное заседание апелляционного суда не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, с учетом поступившего заявления, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, заслушав правовые позиции лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" принято предложение Администрации г. Воронежа и Мингосимущества РФ, согласованное с Минобороны РФ и Администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность г. Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской КЭЧ Московского военного округа, расположенных в г. Воронеже, согласно приложению N 2 к распоряжению. В названном приложении был поименован также жилой дом N 132 по ул. Чапаева.
Согласно технической документации нежилое встроенное помещение площадью 160 кв.м. по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132 состоит из двух: нежилого встроенного помещения VI в литере А, площадью 73,6 кв.м., и нежилого встроенного помещения VII в литере А, площадью 89,5 кв.м.
27.09.2002 по акту приема-передачи жилой дом N 132 по ул. Чапаева в г. Воронеже со всеми встроенными и пристроенными нежилыми помещениями передан ГУ ДУ N4 КЭЧ МВО на баланс МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района".
В соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа город Воронеж N 176 от 03.02.2003 жилой дом по ул. Чапаева, 132 в г. Воронеже с нежилыми помещениями был включен в реестр муниципального имущества.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 29.09.2011 N 2158 нежилое помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132, находится на балансе МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района" на основании постановления Воронежской городской Думы от 11.09.2001 N 113-I.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 29.09.2011 N 2159 нежилое помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132, находится на балансе МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района" на основании постановления Воронежской городской Думы от 11.09.2001 N 113-I.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.2011 N 01/097/2011-401, N 01/097/2011-405 на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м., и нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132, зарегистрировано право федеральной собственности Российской Федерации, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 36-АГ N 328431 и 36-АГ N 328430 от 01.07.2011.
26.04.2010 Бюро технической инвентаризации Ленинского района г. Воронежа составлены кадастровые паспорта на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м.(номера 1-6 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132; нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м., (номера 1-5 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132.
Полагая, что имеются основания для признания права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Администрация городского округа г. Воронеж, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению положений законодательства о защите права собственности, изложенной в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" принято предложение Администрации г. Воронежа и Мингосимущества РФ, согласованное с Минобороны РФ и Администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность г. Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской КЭЧ Московского военного округа, расположенных в г. Воронеже, согласно приложению N 2. В указанном приложении значится жилой дом N 132 по ул. Чапаева в г. Воронеже.
В соответствии с п. 2 распоряжения Мингосимуществу России совместно с Минобороны России и органами местного самоуправления муниципального образования г. Воронеж поручено обеспечить в установленном порядке передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
Постановлением Воронежской городской Думы N 113-I от 11.09.2001 утвержден перечень N 147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность безвозмездно. В указанном перечне под пунктом 171 поименован жилой дом N 132 по ул. Чапаева со всеми встроенными, пристроенными и встроено-пристроенными помещениями, за исключением объектов гражданской обороны.
Постановлением Администрации города Воронежа от 19.11.2001 N 1330 "О передаче жилищного фонда, инженерных коммуникаций и сооружений Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа на баланс муниципальных предприятий" МУП ЖКХиБ Ленинского района было предписано принять на баланс предприятия от Воронежской КЭЧ МВО жилые дома, в том числе и дом N 132 по ул. Чапаева.
27.09.2002 по акту приема-передачи основных средств жилой дом N 132 по ул. Чапаева в г. Воронеже со всеми встроенными и пристроенными нежилыми помещениями принят на баланс МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района" от Воронежской КЭЧ МВО.
Приказом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа город Воронеж N 176 от 3.02.2003 "О включении в реестр муниципального имущества объектов, принятых в муниципальную собственность от ГУ "Воронежская КЭЧ МВО" Минобороны России и поставленных на баланс муниципальных предприятий" жилой дом N 132 по ул. Чапаева с нежилыми помещениями был включен в реестр муниципального имущества и поставлен на баланс МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района".
Выписками от 29.09.2011 N N 2158, 2159 подтверждается внесение в реестр муниципальной собственности нежилых встроенных помещений в литере А, площадью 73,6 кв.м., и площадью 89,5 кв.м., расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132.
Территориальным управлением Минимущества России по Воронежской области был передан администрации городского округа город Воронеж договор аренды N 20/178/3 от 11.03.2001, заключенный с Региональной общественной организацией ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, арендодателем по указанному договору является Администрация городского округа город Воронеж.
Спорные нежилые помещения находятся на правах аренды у Региональной общественной организацией ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность" жилищный фонд не подлежал приватизации и передавался в муниципальную собственность городов независимо от ведомственной принадлежности, включая встроено-пристроенные нежилые помещения.
Указом Президента РФ от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству РФ до 01.01.2005 было предписано передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности регулировался Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп и Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Согласно процедуре, установленной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, и действующей сейчас процедуре, установленной Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, передаточный акт является основанием для внесения изменений в соответствующий реестр имущества. Право собственности на имущество, передаваемое в указанном порядке, возникает с даты, устанавливаемой решениями о передаче, к указанным правоотношениям нормы ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные акты, пришел к правильному выводу о том, что право собственности городского округа город Воронеж на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м. (номера 1-6 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132; и нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м. (номера 1-5 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132, возникло с момента их передачи 27.09.2002.
При этом основанием возникновения права собственности, как считает апелляционный суд, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ являются акты государственных органов.
Таковым является Указ Президента Российской Федерации N 1592 от 25.11.1996 о передаче объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность и принятые в его исполнение акты Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
Кроме того, решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2002 по делу N А14-2602/02/80/22 были удовлетворены исковые требования Территориального управления Минимущества России по Воронежской области об обязании Администрацию города Воронежа исполнить распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р путем принятия объектов, указанных в приложении N 2 к данному распоряжению. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.05.2003 вышеуказанное решение суда оставлено без изменений.
Какие именно объекты перешли в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства РФ N 137-р от 26.01.2000, а также законность их передачи было предметом исследования в рамках дела N А14-2602/02/80/22. Решением по данному делу установлены объекты, исключенные из перечня (приложения N 2 к распоряжению Правительства РФ).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (69 АПК РФ). При этом полной тождественности лиц, участвующих в деле, не требуется.
Таким образом, поскольку спорные нежилые встроенные помещения переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронеж Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", у муниципального образования городской округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на указанные помещения.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о признании за муниципальным образованием городской округ город Воронеж права собственности на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м. и нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132.
Доводы апелляционной жалобы отклоняется судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений же норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, заявитель не приводит, а суд их не усматривает.
Из вышеизложенного следует, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 по делу N А14-10439/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.И. Федоров |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, проанализировав указанные акты, пришел к правильному выводу о том, что право собственности городского округа город Воронеж на нежилое встроенное помещение VI в литере А, площадью 73,6 кв.м. (номера 1-6 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132; и нежилое встроенное помещение VII в литере А, площадью 89,5 кв.м. (номера 1-5 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, дом 132, возникло с момента их передачи 27.09.2002.
При этом основанием возникновения права собственности, как считает апелляционный суд, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ являются акты государственных органов.
Таковым является Указ Президента Российской Федерации N 1592 от 25.11.1996 о передаче объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность и принятые в его исполнение акты Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
Кроме того, решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2002 по делу N А14-2602/02/80/22 были удовлетворены исковые требования Территориального управления Минимущества России по Воронежской области об обязании Администрацию города Воронежа исполнить распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р путем принятия объектов, указанных в приложении N 2 к данному распоряжению. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.05.2003 вышеуказанное решение суда оставлено без изменений.
Какие именно объекты перешли в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства РФ N 137-р от 26.01.2000, а также законность их передачи было предметом исследования в рамках дела N А14-2602/02/80/22. Решением по данному делу установлены объекты, исключенные из перечня (приложения N 2 к распоряжению Правительства РФ).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (69 АПК РФ). При этом полной тождественности лиц, участвующих в деле, не требуется.
Таким образом, поскольку спорные нежилые встроенные помещения переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронеж Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", у муниципального образования городской округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на указанные помещения."
Номер дела в первой инстанции: А14-10439/2011
Истец: Администрация ГО г. Воронеж
Ответчик: ТУФА по УГИ по ВО, ТУФА по управлению государственным имуществом в Воронежской области
Третье лицо: Региональная общественная организация ветеранов и инвалидов-ветеранов подразделений особого риска Воронежское отделение комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, РОО ветеранов и инвалидов-ветеренов подразделений особого риска Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области, ФГУП "СП по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны"г.Москва, ФГУП "Специализированное предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны", ФГУП "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны"