г. Москва |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А41-19495/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Ханашевича С.К., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Ассорти" (ИНН: 5005018508, ОГРН: 1025000929018 - Четвериков Р.М. - представитель по доверенности б/н от 11 ноября 2011 года,
представители истца Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2011 года по делу N А41-19495/11, принятое судьей Васильевой Е.В., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ассорти", Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, с участием третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассорти" (далее по тексту - ООО "Ассорти"), Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: 140209, Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17, общей площадью 4886 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0060219:28, с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2011 года исковые требования ООО "Ассорти" и Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" удовлетворены (л.д.181-183 т.2).
Не согласившись с данным с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д.7-12 т.3).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ в Московской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель истца ООО "Ассорти" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы муниципального образования "Воскресенский район Московской области" от 16 августа 2001 года N 436 земельный участок площадью 4885 кв. м предоставлен ООО "Ассорти" в аренду для строительства магазина из земель города.
Постановлением Главы муниципального образования "Воскресенский район Московской области" от 10 февраля 2005 года N 110 утверждены границы земельного участка под строительство ООО "Ассорти" торгового центра площадью 4885 кв. м, в г. Воскресенске по ул. Кагана, позиция N 2-а по генплану. Земельный участок площадью 4885 кв. м предоставлен ООО "Ассорти" в аренду под строительство торгового центра.
13 июля 2005 года на основании Постановления Главы муниципального образования "Воскресенский район Московской области" от 10 февраля 2005 года N 110 между Администрацией муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и ООО "Ассорти" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 307, в соответствии с которым передан земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060219:28, общей площадью 4885 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17, сроком на три года с 10 февраля 2005 года.
27 августа 2008 года на основании Постановления Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 18 августа 2008 года N 1625 между муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (арендодатель) и ООО "Ассорти" (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 646, сроком на 11 месяцев с 18 августа 2008 года.
06 октября 2009 года на основании Постановления Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 18 августа 2008 года N 1625 между муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (арендодатель) и ООО "Ассорти" (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 819, сроком на 364 дня с 17 августа 2009 года.
10 февраля 2011 года стороны указанного договора подписали дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности от 06 октября 2009 года N 819, которым расторгли с 14 февраля 2011 года указанный договор аренды.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31 августа 2010 года за ООО "АССОРТИ" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07 июля 2010 года N RU 50514104-16В-10 зарегистрировано право собственности на здание, общей площадью 5593, 9 кв. м, расположенное на вышеуказанном земельном участке по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17.
Постановлением муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 25 января 2011 года N 12 в собственность ООО "Ассорти" за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060219:28, общей площадью 4885 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17, вид разрешенного использования - торговый центр.
10 февраля 2011 года между муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (продавец) и ООО "Ассорти" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка N 2014, согласно которому продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях данного договора земельный участок из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли населенных пунктов) общей площадью 4886 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0060219:28, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17.
03 мая 2011 года Управлением Росреестра по Московской области отказано ООО "Ассорти" в государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок в связи с тем, что в Выписке из ЕГРП указано, что правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.
По мнению истцов, государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной, нарушает его законные права.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, требование о признании зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, как относящийся к землям, государственная собственность на которые не была разграничена, так и относящиеся к разграниченным землям, может быть заявлено только лицом, имеющим самостоятельный материальный интерес в установлении действительной принадлежности права распоряжаться спорным земельным участком. В случае, если иск предъявлен лицом, интерес которого в установлении действительной принадлежности прав на земельный участок является косвенным (например, арендатором земельного участка, собственником здания или сооружения, расположенным на таком земельном участке), требование о признании зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, вне зависимости от того относится ли спорный земельный участок к разграниченным или нет, удовлетворению не подлежит, так как у таких лиц имеются иные способы защиты их прав и законных интересов, основанные на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (например, защита добросовестного приобретателя имущества, приобретшего от несобственника, договорные требования арендатора к новому собственнику о сохранении аренды и прочие).
Предметом иска по настоящему делу является требование о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. При этом истцом в защиту своих оспариваемых прав выступает лицо, заключившее договор по приобретению земельного участка, право собственности на который не момент отчуждения зарегистрировано за иным субъектом, и продавец.
Удовлетворяя требования ООО "Ассорти", суд первой инстанции оставил без внимания, что указанное лицо является покупателем по договору купли-продажи земельного участка N 2014 от 10 февраля 2011 года, заключенному с муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района", предметом которого является земельный участок из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли населенных пунктов) общей площадью 4886 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0060219:29, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенски, ул. Кагана, 17.
Таким образом, лицо, заключившее договор купли-продажи земельного участка, право на которое ошибочно зарегистрировано за Российской Федерацией, может предъявить к Российской Федерации и лицу, обладающему правом распоряжаться земельным участком, иск о регистрации перехода права собственности на участок в соответствии со статьей 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд, удовлетворяя такой иск, обязывает орган по регистрации погасить запись о праве Российской Федерации на земельный участок и внести запись о регистрации перехода права собственности на земельный участок к истцу.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Ассорти" не принадлежит право на иск о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований ООО "Ассорти", а в удовлетворении иска ООО "Ассорти" следует отказать.
Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района" избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном Законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в собственность были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31 августа 2010 года за ООО "Ассорти" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07 июля 2010 года N RU 50514104-16В-10 зарегистрировано право собственности на здание общей площадью 5 593,9 кв.м., расположенное на спорном земельном участке по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д. 17.
Доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2011 года по делу N А41-19495/11 отменить в части удовлетворения требований Общества с ограниченной ответственностью "Ассорти".
В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью "Ассорти" - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
...
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
...
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
...
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в собственность были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее."
Номер дела в первой инстанции: А41-19495/2011
Истец: Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области, ООО "Ассорти"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского МУ р-он МО", Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС по гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области