г. Саратов |
|
27 марта 2012 г. |
дело N А57-17937/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин Сергей Владимирович по доверенности N 03-02/2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2012 г.. по делу N А57-17937/2011
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Резант-Сервис", город Саратов,
к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Администрации Муниципального образования "Город Саратов"; Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
третье лицо: Муниципальное учреждение "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", город Саратов,
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 315 666, 35 рублей за счет средств
казны Муниципального образования "Город Саратов".
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Резант-Сервис", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Саратов", в лице Администрации Муниципального образования "Город Саратов"; Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 315 666,35 рублей за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов".
Муниципальное учреждение "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" привлечено к участию в дело, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора. Отводов суду не заявлено.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2008 г.. по делу N А57-14141/2007-42 с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова") в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Резант-Сервис" взыскана задолженность по договору N 131кт от 13.09.2006 г.. за период с 01.01.2006 г.. по 31.12.2007 г.. в сумме 7 902 724,05 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.10.2006 г.. по 28.12.2007 г.. в размере 315 666,35 рублей. Решение вступило в законную силу 16.05.2008 года.
На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист, N С 166824 от 26.06.2008 года, исполнительное производство по которому было прекращено на основании постановления от 27.01.2009 г.. в связи с невозможностью исполнения требований исполнительного документа.
В связи с утратой исполнительного листа N С 166824 от 26.06.2008 г.., определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2011 г.. по делу N А57-14141/2007-42 выдан дубликат исполнительного листа. Определение вступило в законную силу.
Заявлением от 08.06.2011 г.. ООО "Резант-Сервис" предъявило исполнительный лист серии АС N 001915905 от 27.05.2011 г.. (дубликат) для исполнения в Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Письмом Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" исх. N 03-02/905 от 20.06.2011 г.. исполнительный лист серии АС N 001915905 от 27.05.2011 г.. (дубликат) возвращен взыскателю без исполнения в связи с тем, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета города, лицевой счёт данному учреждению в Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" не открыт.
Из изложенного следует, что ООО "Резант-Сервис" предприняло все возможные и необходимые меры по взысканию задолженности по исполнительному листу серии АС N 001915905 от 27.05.2011 г.. (дубликат).
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на дату предъявления настоящего искового заявления задолженность МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" по исполнительному листу серии АС N 001915905 от 27.05.2011 г.. (дубликат) составляет 315 666,35 рублей.
По своей организационно-правовой форме МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" является учреждением.
В соответствии с законом (пункт 2 статьи 56, статьи 113, статьи 115, статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью.
В силу пункта 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Следовательно, объем правомочий учреждения ограничивается только денежными средствами, находящимися в распоряжении. В отношении имущества, в том числе приобретенного предприятием за счет приносящей доход деятельности, в силу статей 56, 1 15, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение лишено правомочий собственника.
Согласно пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Поскольку исполнительный лист серии АС N 001915905 до настоящего времени не исполнен, то истец обосновано на основании статей 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с требованием о взыскании задолженности с собственника имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности.
МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" - должник по исполнительному листу является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, и его имущество является собственностью города Саратова.
В соответствии с пунктом 3.2 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов".
Согласно Положению о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 года N 19-172 (в редакции от 29.04.2009), Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы. К его функциям относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени муниципального образования "город Саратов".
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что разрешая такие споры, судам необходимо иметь ввиду, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Таким образом, исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности долга учреждения подлежат удовлетворению с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации г. Саратова за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Аналогичный вывод нашел свое отражение в обжалуемом судебном акте, между тем резолютивная часть решения суда содержит в себе указание на взыскание задолженности в том числе и с Администрации Муниципального образования "Город Саратов".
Поскольку решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактически обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно решил суд, кто, а также какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при его последующем исполнении.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда подлежит изменению, с исключением из абзаца 2 его резолютивной части словосочетания "_Администрации Муниципального образования "Город Саратов"_".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2012 г.. по делу N А57-17937/2011 изменить, исключив из абзаца 2 резолютивной части решения словосочетание "_Администрации Муниципального образования "Город Саратов_".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
...
Поскольку исполнительный лист серии АС N 001915905 до настоящего времени не исполнен, то истец обосновано на основании статей 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с требованием о взыскании задолженности с собственника имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности.
...
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что разрешая такие споры, судам необходимо иметь ввиду, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А57-17937/2011
Истец: ООО "Резант-Сервис"
Ответчик: Адиминистрация муниципального образования "Город Саратов", Администрация г. Саратова, Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", МУ ДЕЗ по Заводскому району
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-228/13
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4456/12
27.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1627/12
11.01.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17937/11