г. Пермь |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А60-43154/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Уралметаллоснаб" (ОГРН 1036602352665, ИНН 6648011356) - Шешукова Ж.В. (дов. от 29.11.2011), Юзчук О.Н. (дов. от 29.11.2011);
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850) - Котыгин И.О. (дов. от 13.01.2012); Зубарева А.А. (дов. от 20.05.2010),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражный суд Свердловской области от 28 декабря 2011 года
по делу N А60-43154/2011,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению ООО "Уралметаллоснаб"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралметаллоснаб" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области N 18-29/82 от 05.09.2011 в части доначисления налога на прибыль в размере 357 342 руб., НДС в размере 432 604 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что совокупность представленных Инспекцией доказательств свидетельствует о нереальности спорных хозяйственных операций и направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды посредством неправомерного увеличения расходов в целях исчисления налога на прибыль и предъявления НДС к вычету по сделкам с ООО "Вектор", ООО "Ониксстройкомплект", ООО Фирма "Втормет-Сервис" в рамках договоров поставки, поскольку фактически поставка осуществлена непосредственно производителями продукции.
Представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители налогоплательщика возразили против позиции Инспекции по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка хозяйственной деятельности ООО "Уралметаллоснаб", по результатам которой вынесено оспариваемое решение N 18-29/82 от 05.09.2011, в том числе о доначислении налога на добавленную стоимость в размере 432 604 руб., налога на прибыль в сумме 357 342 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 21.10.2011 N 13847/11 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Считая решение Инспекции в указанной части незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для принятия решения налогового органа в оспариваемой части, явились выводы налогового органа о необоснованном заявлении НДС к вычету и отнесении затрат в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль по сделкам с ООО "Вектор", ООО "Ониксстройкомплект", ООО Фирма "Втормет-Сервис", в связи с отсутствием документального подтверждения реальности осуществления хозяйственных операций.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, подтверждающих наличие у налогоплательщика умысла, направленного на неуплату налогов и на получение необоснованной налоговой выгоды, а также нереальности хозяйственных операций, отраженных налогоплательщиком в налоговом и бухгалтерском учете.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Во втором абзаце данной нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
В определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, и обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика возложена на налоговые органы.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, надлежаще исполнившее налоговые обязанности.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении N 53 от 12.10.2006, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и(или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Как следует из материалов дела, ООО "Уралметаллоснаб" в проверяемом периоде заключены договоры поставки с ООО "Вектор" N 6-2007 от 20.01.2007, с ООО "Ониксстройкомплект" N 15/03-2007 от 20.03.2007, с ООО "Втормет-Сервис" N 13 от 06.03.2008.
В качестве доказательств исполнения указанных договоров налогоплательщиком представлены счета-фактуры, товарные накладные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы.
Спорные операции отражены налогоплательщиком в бухгалтерском учете.
НДС, уплаченный контрагентам, заявлен налогоплательщиком к вычету, затраты, понесенные в связи с исполнением договоров, отнесены в состав расходов по налогу на прибыль.
Реальность приобретения товара, его оплаты и оприходования, налоговым органом не оспаривается.
Между тем, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что поставщики имеют признаки анонимных структур, их руководители являются "массовыми", отрицают причастность к финансово-хозяйственной деятельности этих организаций и, соответственно, факты подписания первичной документации по спорным сделкам и наличие взаимоотношений по поставке с налогоплательщиком; анализ движения денежных средств по счетам контрагентов не свидетельствует о реальном осуществлении этими организациями деятельности, а также не подтверждает фактов приобретения продукции и ее последующей реализации в адрес налогоплательщика.
Кроме того, Инспекцией учтено, что погрузка товара произведена не с юридического адреса контрагентов, а с местонахождения производителей этой продукции.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришел к выводу о недоказанности налоговым органом наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды посредством незаконного увеличения расходов по налогу не прибыль и предъявления НДС к вычету.
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст.ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика. Следовательно, даже вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах контрагентов в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09.
Заявляя о подписании первичной документации со стороны контрагентов неустановленными лицами, налоговый орган бесспорных, неопровержимых доказательств не представил; указанные факты и доказательства не приведены и в оспариваемом решении Инспекции.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что указанные доводы налогового органа основаны лишь на отрицании лиц, подпись которых значится в первичной документации, тогда как экспертиза подписей в документах в ходе проверки не проводилась.
Суд правомерно отнесся критически к показаниям руководителей контрагентов, так как вышеперечисленные доказательства свидетельствуют об обратном, кроме того, следует учитывать соответствующую заинтересованность данных лиц. При этом, руководители спорных контрагентов, как следует из пояснений представителя налогового органа, данных в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции, имели право первой подписи в обслуживающих общества банках. Однако, данный факт налоговым органом не учтен, соответствующие пояснения не получены.
Вопрос о полноте отражения контрагентами спорных операций Инспекцией в ходе проверки не исследовался, соответственно, ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении не отражен.
При этом, даже неотражение контрагентом в налоговой отчетности части выручки само по себе не доказывает отсутствие хозяйственной деятельности между налогоплательщиком и данным лицом.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что спорными контрагентами представлялась в налоговые органы соответствующая налоговая отчетность за проверяемый период с "ненулевыми" показателями.
Доказательств взаимозависимости участников сделок, а также того, что перечисленные денежные средства возвращались налогоплательщику не представлено.
Доводы налогового органа о том, что продукция отгружалась не с адреса спорных поставщиков, указанных в товарных накладных, а с территорий ОАО "НТКРЗ", ОАО "Северский трубный завод", ЗАО "Санта-Сервис", не свидетельствует о неосуществлении спорными поставщиками реальной хозяйственной деятельности, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, посредническая деятельность законом не запрещена.
Обстоятельства, связанные с отгрузкой продукции, налоговым органом надлежащим образом не исследованы, поскольку при наличии фактических грузоотправителей налоговый орган не опроверг факта отгрузки, отражение соответствующих операций у изготовителей продукции, их взаимоотношения со спорными контрагентами, которые являются в рассматриваемом случае покупателями.
Налоговым органом с учетом вышеперечисленных обстоятельств не опровергнут факт возможной деятельности контрагентов в качестве комиссионеров, то есть реализация продукции принадлежащей иным лицам от своего имени.
Также подлежит отклонению довод проверяющих о неполноценном заполнении разделов ТТН, представленных на проверку, так как факт поставки и оприходования товара подтверждается товарными накладными, тогда как ТТН подтверждает реальность перевозки товара. Кроме того, заполнение не всех разделов ТТН не лишает этот документ доказательственной силы: ТТН, представленные заявителем, позволяют установить кем и куда был доставлен товар.
При этом, налоговым органом приняты в качестве затрат транспортные расходы по доставке продукции от спорных контрагентов по этим де накладным.
Не принимаются во внимание и иные доводы Инспекции о формальности взаимоотношений поставщиков и налогоплательщика (отсутствие контрагентов по месту регистрации, невозможность осуществления спорных операций по причине отсутствия у поставщиков каких-либо ресурсов и т.п.), как не влияющие на выводы о добросовестности самого налогоплательщика и возникновение у него права на обоснованное уменьшение налогового бремени.
Кроме того, соответствующих запросов в органы регистрации и ГИБДД налоговым органом не направлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о недоказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При указанных обстоятельствах, у налогового органа не имелось правовых оснований для признания налоговой выгоды необоснованной и, как следствие, у него отсутствует право на отказ в предоставлении вычета по НДС и отнесения затрат в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2011 года по делу N А60-43154/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении N 53 от 12.10.2006, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
...
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст.ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика. Следовательно, даже вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах контрагентов в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09."
Номер дела в первой инстанции: А60-43154/2011
Истец: ООО "Уралметаллоснаб"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области