г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А21-7634/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2924/2012) Управления ФССП по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2011 по делу N А21-7634/2011 (судья Сычевской С.Н.), принятое
по заявлению Конкурсного управляющего ОАО "Калининградский янтарный комбинат" Лапидус Р.В.
к Управлению ФССП по Калининградской области
3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области, Отдел судебных приставов Светлогорского городского округа Калининградской области
об уменьшении исполнительного сбора
установил:
Конкурсный управляющий ОАО "Калининградский янтарный комбинат" Лапидус Р.В. (далее - заявитель) (ОГРН 1043909004303, местонахождение: 238580, г. Светлогорск, пгт. Янтарный, ул. Балебина, 1) обратился в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению ФССП по Калининградской области (далее - Управление) (местонахождение: 236000, г. Калиниград, пр. Мира, 5) с заявлением (уточенным в порядке ст. 49 АПК РФ) об уменьшении исполнительского сбора по исполнительным производствам: N 27/20/11792/1/2009 до 654 466,16 рублей; N 27/20/11791/1/2009 (позже N 27/20/2281/1/2009) до 1 575 178,21 рублей; N 27/20/13436/9/2009 (позже - N 27/20/3742/1/2009) до 3 003 534,11 рубля; N 27/20/13438/9/2009 (позже - N 27/20/2569/1/2009) до 360 408,25 рублей; N 27/20/15718/1/2009 до 477 430,89 рублей; N 27/20/5158/1/2009 до 235 210,80 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МРИ ФНС N 10 по Калининградской области ( далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 12.12.2011 требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление ФССП по Калининградской области, ссылаясь на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что процедура наблюдения введена до даты вынесения и взыскания исполнительского сбора, то наличие ограничений для должника в распоряжении имуществом не является основанием для уменьшения исполнительского сбора.
Представители заявителя, ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конкурсный управляющий ОАО "Калининградский янтарный комбинат" Лапидус Р.В. представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение оставить в силе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, судебным приставом- исполнителем Отделения по Светлогорскому ГО УФСС по Калининградской области Белокопытовой О.П. на основании актов Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно:
1. Постановление от 13.05.2009 г.. в рамках исполнительного производства N 27/20/11792/1/2009, возбужденного 30.04.2009 г.. в размере 7%, что составило 872621,55 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 12 466 022,20 рублей, срок для добровольного исполнения - 5 дней;
2. Постановление от 13.05.2009 г.. в рамках исполнительного производства N 27/20/11791/1/2009 (позже - N 27/20/2281/1/2009), возбужденного 30.04.2009 г.. в размере 7%, что составило 319 890,32 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 4 571 147,49 рублей, срок для добровольного исполнения составил 5 дней;
3. Постановление от 29.05.2009 г.. в рамках исполнительного производства N 27/20/13436/9/2009 (позже - N27/20/3742/1/2009), возбужденного 19.05.2009 г.. в размере 7%, что составило 4 004 712,12 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 57 210 173,53 рублей, срок для добровольного исполнения составил 5 дней;
4. Постановление от 29.05.2009 г.. в рамках исполнительного производства N 27/20/13438/9/2009, возбужденного 19.05.2009 г.. в размере 7%, что составило 480 544,33 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 6864919,01 рублей, срок для добровольного исполнения составил 5 дней;
5. Постановление от 30.07.2009 г.. в рамках исполнительного производства 4 N 27/20/15718/9/2009, возбужденного 02.07.2009 г.. в размере 7%, что составило 636574,52 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 9093921,74 рублей, срок для добровольного исполнения составил 5 дней.
6. Постановление в рамках исполнительного производства N 27/20/5158/1/2009, возбужденного 23.12.2009 г.. в размере 7%, что составило 313 614,40 рублей. Сумма требований по исполнительному документу 4946300,91 рублей.
Судом установлено, что заявление ОАО "Калининградский янтарный комбинат" (ОГРН 1043909004303, ИНН 3912010403) о признании банкротом поступило в арбитражный суд 08.06.2010, определением суда от 08.07.2010 по делу N А21-4443/2010 заявление было принято к производству арбитражного суда.
Определением суда от 26.07.2010 в отношении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" (ОГРН 1043909004303, ИНН 3912010403) введена процедура наблюдение, временным управляющим утверждена Лапидус Раиса Викторовна.
По решению суда от 25.11.2010 ОАО "Калининградский янтарный комбинат" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Лапидус Р.В.
Определением суда от 31 мая 2011 года продлен срок конкурсного производства в отношении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на шесть месяцев до 25 ноября 2011 года.
Предъявлено требование об уменьшении исполнительского сбора на _.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, счел их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) за неисполнение (несвоевременное исполнение) требований судебного пристава-исполнителя предусмотрено взыскание исполнительского сбора.
В частности, в соответствии с частями 1-3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника -гражданина и пяти тысяч рублей с должника- организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Доводы подателя жалобы о том, что процедура наблюдения введена до даты вынесения и взыскания исполнительского сбора, а также наличие ограничений для должника в распоряжении имуществом не является основанием для уменьшения исполнительского сбора, подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, основываясь на том, что исполнительный сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
Из анализа приведенных норм следует, что законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда.
В обоснование своего довода о тяжелом финансовом положении Общество ссылается на то, что с апреля 2009 года были возбуждены 45 производств об исполнении требований работников о выплате задолженности по заработной плате. У ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не вправе было добровольно удовлетворять требования о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, так как подобные действия нарушали бы очередность удовлетворения требований ФЗ "Об исполнительном производстве".
Всего за период с апреля по июнь 2010 года в отношении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" судебными приставами-исполнителями было возбуждено порядка 900 исполнительных производств по требованиям о выплате заработной платы, сумма которых уже по состоянию на 13 мая 2009 года по сводному исполнительному производству N 27/20/12136/3/2009, составила 17 037169,69 рублей и постоянно увеличивалась по мере возбуждения новых производств по требованиям о взыскании заработной платы. У должника на расчетных счетах отсутствовали денежные средства в размере, необходимом для погашения указанной задолженности, при этом ОАО "Калининградский янтарный комбинат" производственную деятельность не вело, доходов не имело, несло убытки. Определением Арбитражного суда Калининградской области от 26 июля 2010 года по делу N А21-4443/2010 в отношении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25 ноября 2010 года по делу N А21-4443/2010 ОАО "Калининградский янтарный комбинат" признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Таким образом, до введения процедуры наблюдения, к моменту предъявления исполнительных документов к исполнению, существующее финансовое положение Общества уже не позволяло должнику своевременно исполнить исполнительные документы.
Право признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Оценив представленные стороной доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, а также принимая во внимание тяжелое финансово-экономическое положение должника, подтвержденное в ходе рассмотрения настоящего дела, принцип справедливости, соразмерности, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности уменьшения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора.
При этом, судом соблюдены требования закона в части размера снижения исполнительского сбора.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2011 по делу N А21-7634/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) за неисполнение (несвоевременное исполнение) требований судебного пристава-исполнителя предусмотрено взыскание исполнительского сбора.
В частности, в соответствии с частями 1-3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
...
Согласно части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
...
В обоснование своего довода о тяжелом финансовом положении Общество ссылается на то, что с апреля 2009 года были возбуждены 45 производств об исполнении требований работников о выплате задолженности по заработной плате. У ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не вправе было добровольно удовлетворять требования о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, так как подобные действия нарушали бы очередность удовлетворения требований ФЗ "Об исполнительном производстве".
...
Оценив представленные стороной доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, а также принимая во внимание тяжелое финансово-экономическое положение должника, подтвержденное в ходе рассмотрения настоящего дела, принцип справедливости, соразмерности, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности уменьшения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора."
Номер дела в первой инстанции: А21-7634/2011
Истец: Конкурсный управляющий ОАО "Калининградский янтарный комбинат" Лапидус Р. В., ОАО "Калининградский янтарный комбинат" в лице К/у Лапидус Р. В.
Ответчик: Отдел судебных приставов Светлогорского городского округа Калининградской области УФССП по Калининградской области, Управление ФССП по Калининградской области, УФССП по К/о
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Калининградской области, Отдел Светлогорского ГО УФССП по К/о