г. Самара |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А72-1572/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Селиверстовой Н.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
при участии:
от истца - представитель Макурина С.Н. (доверенность от 01.06.2011 N 12),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульяновского Муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2011 года и дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года, принятые по делу N А72-1572/2011 (судья О.К. Малкина),
по иску Ульяновского Муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Аметист" (ИНН 7327037925, ОГРН 1067327024665), г. Ульяновск,
о взыскании 497 446 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское Муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть" (далее - истец, УМУП "Городская теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Аметист" (далее - ответчик, ООО "ЭК "Аметист") о взыскании задолженности в размере 634 360,93 руб. за поставленную теплоэнергию за март-ноябрь 2010 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2011 года, по делу N А72-1572/2011 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Энергетическая компания "Аметист" в пользу УМУП "Городская теплосеть" взыскана задолженность в сумме 474 833,97 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 741,88 руб. С УМУП "Городская теплосеть" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2381,67 руб. (т.2, л.58-61).
Дополнительным решением от 26.08.2011 с ООО "Энергетическая компания "Аметист" в пользу УМУП "Городская теплосеть" взыскано 149,70 руб. судебных издержек, связанных с получением выписки из ЕГРЮЛ.
Истец не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение в части отказа во взыскании суммы НДС в размере 115 020 руб. и распределения судебных расходов.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011, в соответствии с которым исключение из расчета НДС является неправомерным.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика, надлежащим образом, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 123, 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела следует, что 01.08.2008 между УМУП "Городская теплосеть" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Энергетическая компания "Аметист" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 705, согласно которому "Энергоснабжающая организация" подает, а "Потребитель" принимает через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды (п.1.1 договора).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали нагрузки по каждому жилому дому (т. 1, л. 24).
Согласно пунктов 9.1. - 9.6 договора, учет отпущенной и принятой тепловой энергии осуществляется по приборам коммерческого учета, установленным на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности в соответствии с Правилами учета тепловой энергии или по приборам коммерческого учета, установленным на котельных и пунктах учета на группу зданий и распределяется пропорционально нагрузкам "Потребителей", указанным в договоре. Потери тепловой энергии в тепловых сетях относятся на владельца тепловых сетей.
Установка и эксплуатация приборов коммерческого учета должна соответствовать "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя". Акты на закрытие тепла по приборам коммерческого учета представляются не позднее последнего числа 12 час. текущего месяца.
Если в указанный срок акт не представлен - расчеты за отпущенное тепло производятся на основании Правил учета тепловой энергии и теплоносителя по указанным в договоре тепловым нагрузкам. Основанием количества отпущенной "Потребителю" тепловой энергии считается счет-фактура, предъявляемый "Потребителю" "Энергоснабжающей организацией", если он не опротестован в течение 5 дней. Прибор учета установлен по адресу: проспект Гая, д.61.
При отсутствии у "Потребителя" приборов коммерческого учета количество отпускаемой тепловой энергии "Потребителю" рассчитывается "Энергоснабжающей организацией": на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в соответствии с указанными в договоре тепловыми нагрузками расчетным путем на основании СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети". СНиП 23-01-99 "Строительная климатология и геофизика", включая потери тепловой энергии через изоляцию принадлежащих ему Трубопроводов тепловой сети и с утечками и сливом сетевой воды.
Допускается ведение Журнала учета тепловой энергии в электронном виде.
При невыполнении "Потребителем" условий договора по величине минимального перепада температур (завышении температуры сетевой воды в отводящем трубопроводе), тепловая энергия, подлежащая оплате, определяется с учетом договорного температурного графика.
Отпущенную теплоэнергию "Потребитель" оплачивает "Энергоснабжающей организации" по тарифу.
Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в законодательных или нормативных документах, о чем "Потребитель" ставится в известность через средства массовой информации с последующим письменным уведомлением.
"Потребитель" обязан ежемесячно оплачивать предъявленные в акцептном порядке счета "Энергоснабжающей организации" в полном объеме (с учетом НДС) не позднее пяти дней с момента предъявления платежного требования или получения счета-фактуры.
Расчетный период по договору с первого по последнее число, включительно, текущего месяца.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека; в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Из материалов дела следует, что с октября 2010 года многоквартирный жилой дом по адресу: проспект Гая, д.61, был оборудован общедомовым прибором коммерческого учета тепловой энергии (акт повторного допуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии от 28.09.2010 (т.1, л.д.62). С октября по ноябрь 2010 года включительно учет фактически принятой Потребителем тепловой энергии осуществлялся по прибору учета.
За период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года истец произвел расчет объема поставленных ответчику энергоресурсов: ГВС исходя из количества граждан, проживающих по пр. Гая, 61; по тепловой энергии - в соответствии с условиями договора, по тепловым нагрузкам.
Судом установлено, что сумма задолженности за потребленную теплоэнергию, рассчитанная в соответствии с условиями договора, меньше чем при расчете с применением норматива по отоплению - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Истец в соответствии со ст. 49 АПК РФ не увеличил размер заявленных требований.
Из материалов дела следует, что истец поставил, а ответчик получил в марте-ноябре 2010 года тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 754 022,04 руб. с учетом НДС 18%, в том числе в марте 2010 на сумму 196 435,54 руб., апреле 2010 года на сумму 116 153,09 руб., в мае 2010 года на сумму 21 938,93 руб., в июне 2010 года на сумму 59 767,27 руб., в июле 2010 года на сумму 61 827,95 руб., в августе 2010 года на сумму 61 827,95 руб., в сентябре 2010 года на сумму 28 931,91 руб., в октябре 2010 г.. на сумму 102 392,10 руб., в ноябре 2010 г.. в сумме 104 747,29 руб., что подтверждено соответствующими счетами-фактурами и на указанные суммы (т. 1, л. 112 -120).
Ответчик оплатил полученную тепловую энергию частично, в сумме 119 661,11 руб., размер задолженности с марта по ноябрь 2010 года составляет 634 360,93 руб., что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Ответчик методику и порядок расчета, представленного истцом не оспорил, за исключением налога на добавленную стоимость в сумме 115 020 руб., включенного в расчет.
Суд согласился с доводами ответчика и руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 15 Правил N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской признал применение ресурсоснабжающей организацией в расчетах с потребителем тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствующим вышеуказанным нормам.
Суд первой инстанции также согласился с возражениями ответчика о неправомерности включения стоимости тепловой энергии в ГВС 40,72 Гкал, использованной при циркуляции в трубопроводе системы горячего водоснабжения, за октябрь, ноябрь 2010 года (т.1, л.д.88).
Потребление тепла системой горячего водоснабжения дома по адресу: пр. Гая, 61, состоит из двух составляющих:
- вместе с потребленной горячей водой в пространство излучается также и тепло, содержащееся в горячей воде,
- тепловые потери трубопроводов горячей воды (в том числе и в полотенцесушителях) путем теплоизлучения горячей трубы в пространство, имеющее более низкую температуру.
Как следует из п.48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м.), т.е. количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб. м. воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.
Тепло, потребленное системой горячего водоснабжения дома, теплоснабжающая организация определяет по показаниям прибора учета горячей воды и указывает в счете-фактуре в Гкал. Так как норматив потребления на горячее водоснабжение должен быть установлен в куб.м., то рассматриваемый платеж не может быть отнесен к горячему водоснабжению.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городская теплосеть" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с п.25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя.
Таким образом, в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 27 Правил). Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления (в случаях, указанных в ч.5 ст.4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ).
Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП "Городская теплосеть", установлены тарифы на горячую воду на 2010 год без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
При данных обстоятельствах, УМУП "Городская теплосеть" превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на ответчика обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, что является недопустимым в силу действующего законодательства.
Довод ответчика, о неправомерном начислении НДС за период с августа 2008 года по февраль 2010 года на общую сумму 288 194,70 руб. со ссылкой на необходимость учесть данную оплату (уменьшить взыскиваемую сумму задолженности), судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанные периоды предметом спора не являются, а встречный иск ответчиком не заявлялся.
На основании изложенного требования истца удовлетворены частично в сумме 474 833,97 руб.
Проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит их обоснованными.
Из материалов дела следует, что в спорный период тарифы на поставляемую истцом тепловую энергию установлены без учета НДС.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" разъяснено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению. В силу требований пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 и от 23.07.2009 N 62 практика применения законодательства, на положениях которого основано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считается определенной для судов со дня размещения данного постановления в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в расчет истца обоснованно включен НДС, в связи с чем, размер взысканной судом первой инстанции задолженности подлежит увеличению на сумму НДС в размере 115 020 руб. и заявленные требования подлежат удовлетворению в размере 589 853,97 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку иск удовлетворен частично в размере 589 853,97 руб., соответственно расходы по уплате государственной пошлины подлежат удовлетворению в размере 12 948,92 руб., расходы, связанные с получением выписки из ЕГРЮЛ на ответчика в размере 185,97 руб.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 2000 руб.
При указанных обстоятельствах на основании положений части 1 статьи 270 АПК РФ обжалуемое решение подлежит изменению в части взыскания задолженности и распределения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2011 года и дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2011 года, принятые по делу N А72-1572/2011, изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Аметист" (ИНН 7327037925, ОГРН 1067327024665), г. Ульяновск, в пользу Ульяновского Муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), г. Ульяновск, долг в размере 589 853 (пятисот восьмидесяти девяти тысяч восьмисот пятидесяти трех) руб. 97 коп., государственную пошлину по иску в размере 12 948 (двенадцати тысяч девятисот сорока восьми) руб. 92 коп., судебные расходы за получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика в размере 185 (ста восьмидесяти пяти) руб. 97 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Аметист" (ИНН 7327037925, ОГРН 1067327024665), г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1637 (одной тысячи шестисот тридцати семи) руб. 68 коп.
Взыскать с Ульяновского Муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1100 (одной тысячи сто) руб. 61 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Аметист" (ИНН 7327037925, ОГРН 1067327024665), г. Ульяновск, в пользу Ульяновского Муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), г. Ульяновск, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 (двух тысяч) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" разъяснено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению. В силу требований пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 и от 23.07.2009 N 62 практика применения законодательства, на положениях которого основано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считается определенной для судов со дня размещения данного постановления в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А72-1572/2011
Истец: УМУП "Городская теплосеть"
Ответчик: ООО "Энергетическая компания "Аметист"