г. Саратов |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А06-9383/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659, адрес местонахождения: 414008, г. Астрахань, ул. Советская, д. 15)
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2012 по делу N А06-9383/2011 о прекращении производства по делу (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659, адрес местонахождения: 414008, г. Астрахань, ул. Советская, д. 15)
к обществу с ограниченной ответственностью "Галина" (ИНН 3017048207, ОГРН 1063017044090, адрес местонахождения: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 113, корп. 2, кв. 69)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства экономического развития Астраханской области - Бедирова Е.А., действующая на основании доверенности от 22.03.2012 N 13-Л-2/02,
ООО "Галина" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Министерство экономического развития Астраханской области (далее по тексту - административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Галина" (далее по тексту - ООО "Галина", Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от "01" февраля 2012 года Арбитражный суд Астраханской области производство по делу прекратил, протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы возвратил Министерству экономического развития Астраханской области.
Министерство экономического развития Астраханской области не согласилось с принятым определением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и привлечь ООО "Галина" к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Галина" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ООО "Галина" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (телеграмма N 000073). Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 14.03.2012, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.12.2011 согласно плану проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий юридическими лицами при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на 2011 год, утвержденного распоряжением Министерства от 15.12.2010 N 0870-р и распоряжения Министерства от 17.11.2011 N 0938-р "О проведении выездной плановой проверки ООО "Галина" Министерством экономического развития Астраханской области была проведена проверка соблюдения ООО "Галина" лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в ходе которой установлено, что Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на территории, прилегающей к медицинской организации Амбулаторному отделению N 2 ГУЗ "ОКВД". Расстояние от входа в магазин ООО "Галина" до входа на границу землеотвода Амбулаторного отделения N 2 ГУЗ "ОКВД" составляет 20 метров, о чем административным органом был составлен акт от 19.12.2011.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 19.12.2011 N 00020 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеуказанных обстоятельств Министерство экономического развития Астраханской области в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Галина" к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, прекратил производство по делу, исходя из того, что действия Общества надлежит квалифицировать по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а рассмотрение дел по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что лицензии выдаются на осуществление, в том числе розничной продажи алкогольной продукции.
Как указано выше ООО "Галина" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции. На осуществление указанного вида деятельности Общество имеет лицензию А N 083971 от 01.09.2009, срок действия которой истекает 04.09.2014.
По правилам части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции, запрещена: на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а также к объектам спорта; на остановочных пунктах движения всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также на автозаправочных станциях; оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях.
Согласно пункту 2 Порядка определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденному Постановлением Правительства Астраханской области от 31 августа 2006 N 309-П под местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности понимаются:
- вокзалы - имущественные комплексы, включающие в себя земельный участок с расположенным на нем зданием, предназначенным для ожидания рейсового автомобильного и железнодорожного транспорта пассажирами;
- аэропорты - имущественные комплексы, включающие огороженную служебную территорию, предназначенную для приема и обслуживания воздушных судов, и аэровокзал для обслуживания пассажиров, багажа;
- морские или речные порты - комплексы сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов и пассажиров;
- детские организации - организации, занимающиеся воспитанием, оздоровлением, развитием, организацией досуга, отдыха детей в возрасте до 18 лет;
- образовательные организации - организации, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников;
- культовые учреждения - учреждения, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированные в установленном законом порядке;
- медицинские организации - организации, выполняющие медицинские работы и услуги по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям;
- оптовые продовольственные рынки - организации, на территории которых осуществляется реализация продовольственных товаров покупателям для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- объекты военного назначения - объекты, используемые военными подразделениями в своих целях;
- опасные производственные объекты - места получения, переработки, использования, образования, транспортировки, уничтожения и хранения опасных веществ;
- физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения - имущественные комплексы, включающие в себя земельный участок с расположенными на нем зданиями и (или) сооружениями, предназначенными для проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий;
- организации культуры - организации, осуществляющие деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица).
Прилегающая территория органами местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения определяется:
- при наличии обозначенных границ землеотвода объектов, указанных в пункте 2 Порядка (далее - объекты), - в размере не менее 30 метров и не более 50 метров от входа на землеотвод объектов до входа в предприятие торговли (общественного питания);
- при отсутствии обозначенных границ землеотвода объектов - в размере не менее 30 метров и не более 50 метров по кратчайшему пути от ближайшей точки границы землеотвода объектов, указанных в пункте 2, до входа в предприятие торговли (общественного питания).
Обозначенной границей землеотвода является линия земельного участка, по которой проходят ограждающие конструкции, ограничивающие пространственный предел землеотвода.
Расстояние между объектом и предприятием торговли (общественного питания) определяется в метрах по кратчайшему пути или, при наличии пешеходной зоны, по установленной пешеходной зоне. При пересечении пешеходной зоны с проезжей частью расстояние измеряется по ближайшему пешеходному переходу
Как следует из материалов дела ООО "Галина" осуществляла розничную продажу алкогольной продукции на территории, прилегающей к медицинской организации Амбулаторному отделению N 2 ГУЗ "ОКВД". Расстояние от входа в магазин ООО "Галина" до входа на границу землеотвода Амбулаторного отделения N 2 ГУЗ "ОКВД" составляет 20 метров.
Таким образом, Обществом нарушены требования, предъявляемые нормативными правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции.
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2011 N 00020, о совершении ООО "Галина" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пунктах 17, 18 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.10.2006 N 18 (редакция от 11.11.2008) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Розничная реализация алкогольной продукции на меньшем расстоянии прилегающей территории к медицинской организации, чем определено органами местного самоуправления, подпадает под ограничения, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 раздела ХIХ (Особенности продажи алкогольной продукции) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, следовательно, является нарушением требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции и влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, административным органом ошибочно квалифицировано административное правонарушение по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушение требований предъявляемых нормативными правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.01.2008 года по делу N А55-12518/07.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное определение, оснований для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от "01" февраля 2012 года по делу N А06-9383/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Астраханской области.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Розничная реализация алкогольной продукции на меньшем расстоянии прилегающей территории к медицинской организации, чем определено органами местного самоуправления, подпадает под ограничения, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 раздела ХIХ (Особенности продажи алкогольной продукции) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, следовательно, является нарушением требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции и влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, административным органом ошибочно квалифицировано административное правонарушение по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушение требований предъявляемых нормативными правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.01.2008 года по делу N А55-12518/07.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу."
Номер дела в первой инстанции: А06-9383/2011
Истец: Министерство экономического развития Астраханской области
Ответчик: ООО "Галина"