г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А26-8498/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Гуляева Н.Н., выписка из ЕГРЮЛ, паспорт
от ответчика: Гафурова Р.А., дов. от 01.02.2012 N 72-12-ПИ-06/1903
Башиловой Е.А., дов. 19.12.2011 N 72-11-ПИ-06/24025
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3146/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2012 по делу N А26-8498/2011 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по иску (заявлению) закрытое акционерное общество "Имекс-Лес"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Имекс-Лес": 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Радищева, д. 7, ОГРН 1021000536534 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе: 191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, ОГРН 1037843053214 (далее - РО ФСФР по СЗФО) от 09.06.2011N 72-11-917/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.01.2012 суд удовлетворил заявление общества.
РО ФСФР по СЗФО заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 января 2012 года по делу N А26-8498/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении РО ФСФР по СЗФО процедуры привлечения общества к административной ответственности. Кроме того, у суда отсутствовали основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представители РО ФСФР по СЗФО поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просят обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что должностным лицом РО ФСФР по СЗФО на основании поручения от 11.10.2010 проведена камеральная проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при осуществлении ведения реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно, а также требований приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (далее - Приказ ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н).
В рамках проверки письмом от 21.10.2010 N 72-10-ДФ-18/800 обществу было направлено предписание от 15.10.2011 N 72-10-АТ-18/2226пд о предоставлении документов.
Сопроводительным письмом от 03.11.2011 N 6 общество представило в РО ФСФР СЗФО (Карельское отделение) документы во исполнение указанного предписания.
В ходе проверки представленных документов РО ФСФР СЗФО установило, что общество, самостоятельно осуществляющее ведение реестра владельцев именных ценных бумаг:
- в нарушение пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждённого постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра) ответственным за ведение реестра акционеров в обществе на основании приказа от 01.08.2003 назначено одно лицо;
- в нарушение пункта 10.1.1 Положения о ведении реестра и пункта 2.2 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н, в правилах ведения реестра в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества не содержатся формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения, формы договоров с трансфер-агентами, выписок и справок из реестра владельцев именных ценных бумаг, а также не определен порядок раскрытия информации регистратором;
- в нарушение пункта 10.1.2 Положения о ведении реестра, в правилах внутреннего документооборота и контроля в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества не приведены формы внутренних документов регистратора;
- в нарушение пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н обществом не представлена отчетность по состоянию на конец 2009 года;
- в нарушение пункта 4 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н деятельность общества в установленный в нем срок не приведена в соответствие с его требованиями.
По результатам проверки должностным лицом РО ФСФР по СЗФО составлен акт от 08.02.2011 N 72-11-36/а.
Предписанием от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 РО ФСФР по СЗФО обязало общество в 30-дневный срок с даты его получения устранить выявленные нарушения и представить отчет о его исполнении с приложением подтверждающих документов.
Согласно полученному РО ФСФР по СЗФО почтовому уведомлению, предписание от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 было получено директором Беловым 01.04.2011.
Неисполнение предписания в срок до 03.05.2011 послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 26.05.2011, действия которого квалифицированы РО ФСФР по СЗФО по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 09.06.2011 N 72-11-917/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 09.06.2011 N 72-11-917/пн, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы РО ФСФР по СЗФО по следующим основаниям.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с Положением о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (действовавшим в спорный период), федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 указанного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, иным физическим и юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с предписанием от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 общество обязано было в 30-дневный срок с даты его получения устранить выявленные нарушения и представить отчет о его исполнении с приложением подтверждающих документов. Предписание было направлено административным органом по месту нахождения общества (г. Петрозаводск, ул. Радищева, д. 7) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое согласно почтовому уведомлению было вручено директору Белову 01.04.2011 (т. 1, л.д. 84).
Вместе с тем по утверждению заявителя предписание от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 в адрес общества не поступало, кто расписался в карточке почтового уведомления о вручении "вручено директору Белову" не известно. Поскольку должность директора в обществе отсутствует, его единоличным исполнительным органом является генеральный директор, с 15.05.2009 на эту должность назначен Гуляев Н.Н., что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ. Штат общества в спорный период состоял из 4 работников, Белова среди них нет. Кроме того в соответствии со статьей 9 Устава ЗАО "Имекс-Лес" единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор. Согласно протоколам собрания от 15.05.2009 и от 25.04.2011 на должность генерального директора назначен Гуляев Николай Николаевич.
Данные обстоятельства административным органом не оспариваются.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что предписание от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 общество не получало. При этом суд справедливо указал на отсутствие оснований не доверять обществу в том, что оно не имеет отношения "директору Белову" и не получило предписание по независящим от него причинам, учитывая наличие имевших место со стороны почтового отделения связи, обслуживающего заявителя, существенных нарушений Правил оказания услуг почтовой связи.
Иных доказательств получения обществом оспариваемого предписания от 17.02.2011 N 72-11-АТ-18/2535 материалы дела не содержат.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, является лицо, которому выдано предписание, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ссылка РО ФСФР по СЗФО на то, что общество должно было своевременно исполнить предписание, полученное 18.10.2011, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку общество привлекается к ответственности за неисполнение предписания от 17.02.2011 в срок до 03.05.2011.
Ошибочные выводы суда в отношении наличия обязанности у административного органа направления акта камеральной проверки обществу и в отношении применения в данном деле статьи 2.9 КоАП РФ, не привели к принятию неправильного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 января 2012 года по делу N А26-8498/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (действовавшим в спорный период), федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
...
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
...
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, является лицо, которому выдано предписание, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Номер дела в первой инстанции: А26-8498/2011
Истец: ЗАО "Имекс-Лес"