г. Самара |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А72-8913/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска - Жесткова О.Ю., по доверенности от 11.01.2012 года;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Афанасьева В.П., по доверенности от 18.01.2012 года N 4,
от третьего лица - Долгова О.А., по доверенности от 29.12.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2011 года по делу N А72-8913/2011, судья Рогожин С.П.,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области,
о признании незаконным уведомления от 21.10.2011 г. N 7359 о расторжении договора безвозмездного пользования от 21.10.2010 г. N 287-53,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества в Ульяновской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) о признании незаконным уведомления от 21.10.2011 г. N 7359 о расторжении договора безвозмездного пользования N 287-53 от 21.10.2010 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2011 года заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска удовлетворено.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в процессе рассмотрения дела не было представлено доказательств того, что помещения в здании по ул. Гончарова, 19 в г. Ульяновске используются заявителем не по назначению и пришёл к выводу, что уведомление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 21.10.2011 г. N 7359 о расторжении договора безвозмездного пользования от 21.10.2010 г. N 287-53 незаконно.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик считает, что при вынесении решения судом были сделаны выводы по неполно выясненным обстоятельствам.
Ссылается на то, что при вынесении судом первой инстанции судебного акта были нарушены принципы всесторонности, доказанности и обоснованности принимаемого решения, а также неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу от 29.02.2012 г. N 16-05-22/005283. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что правоотношения по договору безвозмездного пользования регулируются главой 36 Гражданского кодекса РФ, в частности статьями 698 и 699 ГК РФ, которыми установлен исчерпывающий перечень оснований для расторжения договора безвозмездного пользования. Стороны по данному договору не выражали волеизъявления на досрочное расторжение договора безвозмездного пользования.
Представитель третьего лица считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу от 09.03.2012 г. N 16-06-13/02764. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что спорный договор заключен между сторонами на 5 лет, то есть на определенный срок. Согласно пункту 4.1 договора безвозмездного пользования данный договор может быть изменён или расторгнут по соглашению сторон. Пункты 4.2, 4.3, 4.4 договора устанавливают случаи, когда договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон при наличии указанных в этих пунктах условий. Пункт 4.6 договора устанавливает право каждой из сторон во всякое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за один месяц.
Указывает, что Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области не является стороной по договору безвозмездного пользования N 287-53 от 21.10.2010 г., поэтому не имеет правомочий на вынесение и направление уведомления от 21.10.2010 г. N 7359.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, отзывов на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Согласно Распоряжению ТУ Росимущества в Ульяновской области "О передаче нежилых помещений в безвозмездное пользование Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска" от 21.10.2011 г.. N 211-р ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновка было передано в безвозмездное пользование помещения, общей площадью 2434,86 кв.м. в трехэтажном нежилом здании с принадлежностями, находящемся по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова,19 (л. д. 24-26).
В соответствии с указанным Распоряжением между Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска (ссудополучатель) и Управлением ФНС России по Ульяновской области (ссудодатель) подписан Договор N 287-53 от 21.10.2010 г. о передаче имущества в безвозмездное пользование сроком на пять лет для использования под административные и гаражные цели (л.д. 20-22). Согласно указанному договору (п.1.1) имущество, являющееся объектом безвозмездного пользования по настоящему договору, находится в собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ответчиком в период с 01.08.2011 г. по 23.09.2011 г. была проведена внеплановая проверка порядка использования и сохранности федерального недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления у налогового органа. По результатам проверки налогового органа ответчиком составлен Акт от 19.09.2011 г. N 12, согласно которому нежилые помещения в здании используются с превышением норматива, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании им федерального имущества (абз. 3 п. 4 акта, л.д. 40).
Ответчик Уведомлением о расторжении договора безвозмездного пользования от 21.10.2011 г. N 7359 довел до сведения заявителя, что в результате проверки порядка использования и сохранности федерального недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления у Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска от 19.09.2011 года выявлено, что в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" в пользовании Учреждения находится федеральное имущество с превышением установленных нормативов, излишняя площадь, находящаяся в пользовании Учреждения составляет 3278, 41 кв. м. В связи с чем, ответчик уведомляет налоговый орган о расторжении договора о передаче имущества в безвозмездное пользование N 287-53 от 21.10.2010 года с 24 ноября 2011 года (л.д. 59).
Заявитель, полагая, что данное Уведомление принято ответчиком в нарушение положений статей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данные помещения не являются излишними и используются по целевому назначению в соответствии с характером деятельности налогового органа, обратился в арбитражный суд Ульяновской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Собственник закрепленного за учреждением имущества (уполномоченный им орган) не вправе изъять у учреждения закрепленное за ним имущество, если это приводит к невозможности осуществления учреждением уставных функций и использования имущества собственника по целевому назначению (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 квадратных метров общей площади на 1 работника аппарата управления.
Арбитражный суд исходил из того, что поскольку данным постановлением установлен лишь минимальный размер площади на одного сотрудника организации при размещении в помещениях, используемых в ее уставной деятельности, превышение указанной нормы не может служить основанием для расторжения Договора о передаче имущества в безвозмездное пользование N 287-53 от 21.10.2010 года.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал, что помещения в здании по ул. Гончарова,19 в г. Ульяновске используются заявителем не по назначению и являются для налогового органа излишними.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2011 года по делу N А72-8913/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель, полагая, что данное Уведомление принято ответчиком в нарушение положений статей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данные помещения не являются излишними и используются по целевому назначению в соответствии с характером деятельности налогового органа, обратился в арбитражный суд Ульяновской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Собственник закрепленного за учреждением имущества (уполномоченный им орган) не вправе изъять у учреждения закрепленное за ним имущество, если это приводит к невозможности осуществления учреждением уставных функций и использования имущества собственника по целевому назначению (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 квадратных метров общей площади на 1 работника аппарата управления."
Номер дела в первой инстанции: А72-8913/2011
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ульяновска, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Третье лицо: УФНС по Ульяновской области