г. Воронеж |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А35-6339/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2012.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Поротикова А.И.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бартеневой Ю.В.,
при участии:
от администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области: Лысенко С.С., представителя по доверенности б/н от 04.06.2010;
от Министерства обороны РФ: Ефимова С.А., представителя по доверенности N 207/325д от 01.07.2011;
от ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ: Ефимова С.А., представителя по доверенности N 141/1/7/1403 от 30.06.2011;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 13.12.2011 по делу N А35-6339/2011 (судья Шведко О.И.) по иску администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация "Клюквинский сельсовет" Курского района Курской области обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Курская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности за муниципальным образованием "Клюквинский сельсовет" Курского района Курской области на земельный участок площадью 3 000 кв. м с кадастровым номером 46:11:071301:155, расположенным по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет.
Определением суда от 05.10.2011 по делу произведена замена ответчика - Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Курская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на его правопреемника Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ТУ Росимущества в Курской области).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2011 исковые требования удовлетворены. За муниципальным образованием "Клюквенский сельсовет" Курского района Курской области признано право собственности на земельный участок площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 46:11:071301:155, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2011 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционные жалобы на решение от 13.12.2011 были рассмотрены в одном судебном заседании в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому все апелляционные жалобы, поданные на один судебный акт, должны назначаться к рассмотрению в одном судебном заседании.
В судебном заседании апелляционной инстанции 23.03.2012 представитель Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации доводы апелляционных жалоб поддержал по изложенным в них основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области против доводов апелляционных жалоб возражал, полагая их несостоятельными, и, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Курской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в поступившем через канцелярию суда заявлении, ходатайствовало о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя третьего лица.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - не подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.03.2006 N 315-р Росимущество совместно с Минобороны России и администрацией муниципального образования "Клюквинский сельсовет" обязано было обеспечить в установленном порядке передачу находящихся в федеральной собственности объектов Курской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, расположенных в пос. Маршала Жукова (Клюквинский сельский совет Курского района Курской области), в собственность муниципального образования "Клюквинский сельсовет" по перечню согласно приложению к распоряжению.
В перечень объектов Курской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, передаваемых в собственность муниципального образования "Клюквинский сельсовет", были включены объекты инженерной инфраструктуры, в том числе артезианские скважины, расположенные в пос. Маршала Жукова Клюквинского сельсовета Курского района Курской области.
В соответствии с указанным распоряжением артезианская скважина N 9, расположенная по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, пос. Маршала Жукова была передана в муниципальную собственность муниципального образования "Клюквинский сельсовет" по утвержденному территориальным управлением Росимущества по Курской области акту приема-передачи от 09.10.2006.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.02.2010 за муниципальным образованием "Клюквинский сельсовет" Курского района Курской области зарегистрировано право собственности на артезианскую скважину N 9.
Для размещения и эксплуатации скважины N 9 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, площадью 3 000 кв. м с кадастровым номером 46:11:071301:155, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет.
Спорный земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:131, расположенным по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, что подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами: от 16.03.2009 земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:131 и от 20.05.2011 земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:155 (предыдущий кадастровый номер 46:11:071301:131).
При этом, на земельный участок с кадастровым номером 46:11:071301:131 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 46 АЖ N 048139 (запись регистрации 46-46-12/119/2009-450) от 14.12.2009 и право постоянного (бессрочного) пользования Курской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 46 АЖ N 048140 (запись регистрации 46-46-12/119/2009-451) от 14.12.2009.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Курская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации 01.09.2011 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылаясь на необходимость владения и распоряжения переданными объектами недвижимости, истец обратился в арбитражный суд области с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на спорный земельный участок, необходимый для использования переданной артезианской скважины, перешло к муниципальному образованию в силу прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции находит, что судебный акт не подлежит отмене исходя из следующего.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Как следует из материалов дела, администрация в обоснование заявленных ею требований сослалась на то, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности. Право муниципальной собственности на этот объект было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2010.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 3 статьи 3.1. Федерального Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. По смыслу пункта 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Учитывая изложенное, довод заявителей жалоб о том, что уполномоченный орган не давал своего согласия на безвозмездную передачу спорного земельного участка в собственность муниципального образования, подлежит отклонению как несостоятельный и основанный на неверном толковании норм права.
Вместе с тем, принимая во внимание положения указанной нормы Закона N 137-ФЗ, устанавливающей, что право муниципальной собственности возникает на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования, для разрешения данного спора необходимо определить, соответствует ли площадь спорного земельного участка площади, занятой артезианской скважиной и необходимой для ее использования.
Из приобщенных судом апелляционной инстанции к материалам дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дополнительных документов - пояснительной записки ООО "Землемер" от 21.02.2012 со схемой расположения скважин и планом границ, ведомостью координат границ земельного участка скважина N 9, а также межевого плана следует, что истец обосновал размер земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости. Представленные данные судебная коллегия сочла достоверными.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что имущество Курской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа передано в собственность муниципального образования "Клюквенский сельсовет" Курского района Курской области, судом области сделан обоснованный вывод о возникновении у муниципального образования права собственности на соответствующий земельный участок на основании закона.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 N 2178/11.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеназванных норм права, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и не находит правовых оснований для его отмены.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, а решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не разрешается, поскольку заявители апелляционных жалоб освобождены от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.12.2011 по делу N А35-6339/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 3 статьи 3.1. Федерального Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. По смыслу пункта 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
...
Из приобщенных судом апелляционной инстанции к материалам дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дополнительных документов - пояснительной записки ООО "Землемер" от 21.02.2012 со схемой расположения скважин и планом границ, ведомостью координат границ земельного участка скважина N 9, а также межевого плана следует, что истец обосновал размер земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости. Представленные данные судебная коллегия сочла достоверными.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что имущество Курской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа передано в собственность муниципального образования "Клюквенский сельсовет" Курского района Курской области, судом области сделан обоснованный вывод о возникновении у муниципального образования права собственности на соответствующий земельный участок на основании закона.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 N 2178/11."
Номер дела в первой инстанции: А35-6339/2011
Истец: Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области, МО "Клюквинский сельсовет"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКЭУ "Курская КЭЧ района" Министерства обороны России, ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ФГУ "ЦТУИО"МО РФ
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, ТУФА по управлению федеральным имуещством Курской области
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13811/12
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13811/12
06.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2526/12
30.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-262/12
13.12.2011 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6339/11