г. Саратов |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А12-16817/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" - Ивашов В.А. по доверенности N 1 от 10.01.2012 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2011 года
по делу N А12-16817/2011, принятое судьей Кулик И.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" (г. Волгоград, ОГРН 1023402987420, ИНН 3448911918)
к администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2011 г.. удовлетворены уточненные в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) требования садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" (далее СНТ "Мечта", заявитель) о признании незаконным решения Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет земельных ресурсов) N 16203 от 23.09.2011 г.., заключающееся в необоснованном истребовании дополнительных документов, не предусмотренных законом Российской Федерации, для оформления права собственности на земельный участок, относящийся к землям общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества, как не соответствующее требованиям ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", п.2.1 ч.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции обязал администрацию Волгограда принять решение по заявлению СНТ "Мечта" о предоставлении в собственность СНТ "Мечта" земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования площадью 4000 кв.м в порядке и сроки, установленные п.5,6 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", п.2.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В части требования СНТ "Мечта" о признании незаконным решения N 15495 от 13.09.2011 г.. Комитета земельных ресурсов, заключающееся в необоснованном истребовании дополнительных документов, не предусмотренных законом Российской Федерации, для оформления права собственности на земельный участок, производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от указанной части требований.
Комитет земельных ресурсов, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
СНТ "Мечта" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.09.2011 г.. заявитель обратился в Комитет земельных ресурсов с заявлением в порядке ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ "Мечта" (земли общего пользования) с приложением следующих документов: описание местоположения земельного участка, государственный акт о бессрочном пользовании земельным участком N 217 от 03.01.1992 г.., выписка из протокола СНТ "Мечта" от 05.06.2010 г.. N 10 о принятии общим собранием решения об оформлении права собственности на земельный участок общего пользования, кадастровый паспорт на земельный участок N 34:34:080150:1421; доверенность на имя Ивашова В.А., выданная председателем СНТ "Мечта" Ивашовой З.В. на подачу соответствующего заявления, Устав СНТ "Мечта".
В ответ на заявление 13.09.2011 г.. Комитетом земельных ресурсов заявителю направлено письмо за N 15495, в котором сообщается о необходимости предоставления дополнительных документов для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказ Минэкономразвития Российской Федерации N 370 от 30.10.2007 г..
20.09.2011 г.. заявитель направил в адрес Комитета дополнительное заявление к ранее направленному заявлению от 07.09.2011 г.., в котором указал, что действительная площадь испрашиваемого земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, составляет 4 000 кв.м, а в заявлении ошибочно было указано 21800 кв.м.
Поскольку указанное заявление было оформлено дополнением к ранее направленному заявлению от 07.09.2011 г.., заявитель не прикладывал документы, предусмотренные ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Комитет направил в адрес заявителя письмо от 23.09.2011 г.. исх. N 16203, в котором указал ранее изложенные в письме от 13.09.2011 г.. доводы о необходимости представления СНТ "Мечта" дополнительных документов для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка (т.1, л.д.16 -17,68-69).
СНТ "Мечта", полагая, что решение Комитета земельных ресурсов N 16203 от 23.09.2011 г.. является незаконным, оспорило его в судебном порядке, заявив в качестве способа восстановления нарушенных прав требование об обязании Администрации предоставить в собственность СНТ "Мечта" земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования площадью 4 000 кв. м.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение Комитета земельных ресурсов не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы СНТ "Мечта".
Апелляционная инстанция считает данный вывод суда законным и обоснованным.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 28 данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Пунктом 5 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) предусмотрено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (п. 6 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу п.2.1. ст.3 указанного Закона пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан. Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и не ограничивается сроком.
Судом первой инстанции установлено, что Садоводческому товариществу спецуправления Нижневолжсклифтремонт Светлоярского района Волгоградской области "Мечта" 03.01.1992 г.. предоставлен земельный участок 4 га в бессрочное (постоянное) пользование для коллективного садоводства, что подтверждается государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования, выданным на основании постановления администрации Светлоярского района от 03.01.1992 г.. N 217.
Земельный участок для коллективного садоводства площадью 40 000 кв.м (4 га) предоставленный в бессрочное пользование СНТ "Мечта", был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N 34:34:080150:1421.
Материалами дела подтверждается, что СНТ "Мечта" обратилось с заявлением в порядке п.2.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представлены в Комитет земельных ресурсов документы согласно перечню, предусмотренному ч.5 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а именно описание местоположения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, подготовленное товариществом, а также копия кадастрового плана земельного участка товарищества, составляющего территорию садоводческого некоммерческого объединения; выписка из решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого некоммерческого объединения, доверенность на представление интересов СНТ "Мечта" выданная на имя Ивашова В.А. председателем СНТ Ивашовой З.В.
Судом первой инстанции установлено, что причиной истребования Комитета земельных ресурсов дополнительных документов от СНТ "Мечта" для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к землям общего пользования, по существу явилось непредставление СНТ "Мечта" в Комитет полного пакета документов в соответствии с требованиями ст.36 Земельного кодекса РФ, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г.. N 370 (в редакции приказа Минэкономразвития N 584 от 29.10.2010 г..), а именно: выданного не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок; выданную не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления выписку из ЕГРП на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, приложить выданное не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных права на указанный земельный участок - оригинал.
Однако представление указанных документов не предусмотрено п. 5 ст. 28, п.2.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Комитета, изложенное в письме от 23.09.2011 г.., о необходимости предоставления полного пакета документов для рассмотрения вопроса о предоставлении СНТ "Мечта" в собственность испрашиваемого земельного участка по указанным в письме от 23.09.2011 г.. основаниям является незаконным и нарушает права и законные интересы товарищества.
Вместе с тем суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что вопреки требованиям п.5 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ к материалам дела не представлена выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которой заявитель (представитель) был уполномочен на подачу указанного заявления, Устав СНТ представлен в копии, заверенной налоговым органом.
Как верно указал суд первой инстанции, в случае обращения представителя СНТ "Мечта" с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка требуется решение общего собрания членов данного некоммерческого объединения (либо собрания уполномоченных) для подтверждения полномочий заявителя (физического лица) на подачу указанного заявления. Между тем выписка из решения общего собрания членов СНТ от 05.06.2010 г.. содержит лишь сведения о продлении полномочий председателя СНТ "Мечта" Ивашовой З.В. и решение членами СНТ "Мечта" вопроса об оформлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования (дороги, проходы и др.).
Принимая во внимание, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комитетом земельных ресурсов заявление СНТ "Мечта" на предмет соответствия представленных документов требованиям п.5 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" рассмотрено не было, суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим способом защиты нарушенного права СНТ "Мечта" является возложение на администрацию Волгограда как уполномоченного органа по принятию решения по вопросу предоставления земельного участка обязанность в установленный п.6 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Апелляционный суд оснований для переоценки названного вывода суда первой инстанции не усматривает, поскольку решение о предоставлении в собственность СНТ "Мечта" испрашиваемого земельного участка или об отказе в его предоставлении органом местного самоуправления Волгограда принято не было, а предложенный заявителем способ восстановления нарушенного права, а именно: обязать администрацию Волгограда предоставить в собственность СНТ "Мечта" земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования площадью 4 000 кв. м, нельзя признать адекватным способом защиты нарушенных прав в рамках рассмотрения данного конкретного заявления, поданного в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2011 года по делу N А12-16817/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено, что причиной истребования Комитета земельных ресурсов дополнительных документов от СНТ "Мечта" для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к землям общего пользования, по существу явилось непредставление СНТ "Мечта" в Комитет полного пакета документов в соответствии с требованиями ст.36 Земельного кодекса РФ, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г.. N 370 (в редакции приказа Минэкономразвития N 584 от 29.10.2010 г..), а именно: выданного не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок; выданную не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления выписку из ЕГРП на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, приложить выданное не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных права на указанный земельный участок - оригинал.
Однако представление указанных документов не предусмотрено п. 5 ст. 28, п.2.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Комитета, изложенное в письме от 23.09.2011 г.., о необходимости предоставления полного пакета документов для рассмотрения вопроса о предоставлении СНТ "Мечта" в собственность испрашиваемого земельного участка по указанным в письме от 23.09.2011 г.. основаниям является незаконным и нарушает права и законные интересы товарищества.
Вместе с тем суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что вопреки требованиям п.5 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ к материалам дела не представлена выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которой заявитель (представитель) был уполномочен на подачу указанного заявления, Устав СНТ представлен в копии, заверенной налоговым органом.
...
Принимая во внимание, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комитетом земельных ресурсов заявление СНТ "Мечта" на предмет соответствия представленных документов требованиям п.5 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" рассмотрено не было, суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим способом защиты нарушенного права СНТ "Мечта" является возложение на администрацию Волгограда как уполномоченного органа по принятию решения по вопросу предоставления земельного участка обязанность в установленный п.6 ст.28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г.. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"."
Номер дела в первой инстанции: А12-16817/2011
Истец: СНТ "Мечта"
Ответчик: Администрация города Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, Минэкономразвития России, ООО "Землеустройство"
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6241/12
05.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1303/12
04.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1954/12
30.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1303/12