г. Ессентуки |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А20-2133/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокуровой Н.В.,
судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-Б" на решение от 07.12.2011 по делу N А20-2133/2011 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, принятое судьей Цыраевой Ф.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-Б"
к некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики"
о признании незаконным отказа правления во внесении на рассмотрение общего собрания членов саморегулируемой организации предложенных проектов,
при участии в судебном заседании от некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики" Шириевой А.М. (доверенность N 1 от 10.01.2012), Кумышева А.М., от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-Б" Чеченова М.Г. (доверенность от 10.03.2012),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой-Б" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики" (далее - саморегулируемая организация, партнерство, ответчик) о признании незаконным отказа правления во внесении на рассмотрение общего собрания членов саморегулируемой организации предложенных истцом проектов: - решения: "Установить на 2011 год вступительный взнос в размере 20 000 рублей и ежегодный членский взнос, исходя из расчета 1 500 рублей в месяц"; - сметы доходов и расходов на содержание партнерства на 2011 год; - поправок (изменений) к документам, регламентирующим деятельность партнерства - устава, положения об общем собрании, правил контроля в области саморегулирования, положения о применении мер дисциплинарного воздействия, правил повышения квалификации и аттестации специалистов - работников членов партнерства.
Решением от 07.12.2011 суд в иске отказал.
Решение суда первой инстанции мотивировано несоответствием требований истца нормам материального права, непредставлением истцом доказательств наступления каких - либо неблагоприятных последствий, нарушения оспариваемыми действиями его прав и интересов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество не согласно с выводами суда первой инстанции.
Ответчик с решением суда первой инстанции согласен.
Правильность решения от 07.12.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ответчика и истца, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, партнерство зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1090700000544.
Общество является членом саморегулируемой организации.
Саморегулируемой организацией в адрес общества было направлено объявление о проведении общего собрания членов саморегулируемой организации 23.06.2011 со следующей повесткой дня:
Утверждение отчета Правления Партнерства.
Утверждение отчета Генерального директора Партнерства.
Утверждение годовой бухгалтерской отчетности Партнерства.
Утверждение сметы Партнерства.
Утверждение отчета Ревизионной комиссии.
Избрание членов Ревизионной комиссии.
Упразднение Третейского суда Партнерства.
Утверждение Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (в редакции приказа от 23.06.2010 N 294).
Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность Партнерства:
Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением работ, выполняемых на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства;
Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом на особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов;
Устава в новой редакции;
Положения об общем собрании членов Партнерства;
Положения о Правлении Партнерства;
Положения о Генеральном директоре Партнерства;
Положения о компенсационном фонде;
Положения о вступительных и членских взносах;
Требования к страхованию членами Партнерства гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
Правила контроля в области саморегулирования;
Положения о применении мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами Партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и правил саморегулирования;
Правила повышения квалификации и аттестации специалистов - работников членов Партнерства;
Признание утратившими силу следующих документов: -Положения о третейском суде от 28.05.2010 г.;
-Положения об информационной открытости деятельности членов Партнерства;
-Правила обеспечения имущественной ответственности членов Партнерства.
Исключение из членов Партнерства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Избрание членов Правления.
Избрание Председателя Правления.
Обществом было направлено предложение о включении в повестку дня общего собрания следующих проектов:
-решения: "Установить на 2011 год вступительный взнос в размере 20 000 рублей и ежегодный членский взнос, исходя из расчета 1 500 рублей в месяц";
-сметы доходов и расходов на содержание партнерства на 2011 год;
-поправок (изменений) к документам, регламентирующим деятельность партнерства - устава, положения об общем собрании, правил контроля в области саморегулирования, положения о применении мер дисциплинарного воздействия, правил повышения квалификации и аттестации специалистов - работников членов партнерства.
Ссылаясь на то, что саморегулируемой организацией предложенные обществом вопросы (проекты) в повестку дня общего собрания не включены, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Как правильно указал суд первой инстанции по результатам рассмотрения заявленных требований, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Право на участие в управлении делами некоммерческого партнерства, право на получение информации о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке предусмотрено пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Пунктами 6.3.3 и 6.3.6 устава партнерства предусмотрено право членов партнерства вносить на рассмотрение органов управления партнерства предложения, замечания, программы и проекты, направленные на достижение целей и задач партнерства, участвовать в разработке предложений, замечаний, программ и проектов, касающихся вопросов деятельности и направленных на достижение целей и задач партнерства, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определенном уставом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из материалов дела суд первой инстанции обоснованно счел, что общество не доказало то обстоятельство, что оно является заинтересованным лицом в рассматриваемом споре вследствие нарушения его прав и законных интересов как члена партнерства.
Так, согласно протоколу общего собрания членов саморегулируемой организации от 23.06.2011 в повестку дня общего собрания по предложению общества был включен вопрос об установлении размеров вступительного и ежегодного членских взносов (без указания их размера).
Суд первой инстанции правильно счел, что отсутствие в повестке дня собрания конкретизации размера вступительного и ежегодного взносов не нарушает права и законные интересы общества, поскольку их размер в последующем обсуждался на общем собрании членов саморегулируемой организации, на котором истец в праве был высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу.
В силу пункта 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относится установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядка его формирования, определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Как видно из подпункта 33 пункта 2.2 Положения о генеральном директоре партнерства, утвержденного общим собранием саморегулируемой организации 28.05.2010, к исключительной компетенции генерального директора относится вопрос о вынесении на общее собрание предложения об утверждении сметы.
Пунктом 7 части 3 статьи 16 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" к компетенции общего собрания саморегулируемой организации отнесен вопрос об утверждении сметы саморегулируемой организации, внесении в нее изменений.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что общество не вправе предлагать проект сметы саморегулируемой организации, вместе с тем вправе выразить свое мнение по проекту сметы, предложенной генеральным директором, на общем собрании членов саморегулируемой организации.
Согласно протокола общего собрания членов саморегулируемой организации от 23.06.2011 решения по вопросу установления размеров вступительного и ежегодного членских взносов, утверждения сметы на общем собрании не приняты.
Предложения о внесении поправок (изменений) к документам, регламентирующим деятельность партнерства - Устава, Положения об общем собрании, Правил контроля в области саморегулирования, Положения о применении мер дисциплинарного воздействия, Правил повышения квалификации и аттестации специалистов-работников членов партнерства саморегулируемой организацией удовлетворены, за исключением следующих.
В предложении общество ставило вопрос об исключении из Устава пунктов 2.3.8, 3.2.7, подпунктов 4,5 пункта 9.3.10; из Положения об общем собрании - подпункта 4,5 пункта 3.2.10.
Как правильно указал суд первой инстанции в этой части, в силу части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными целями саморегулируемых организаций являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов (часть 2 статьи 55.1 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске) - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 55.5 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к исключительной компетенции общего собрания саморегулируемой организации относится утверждение стандартов и правил саморегулирования.
Таким образом, пункты 2.3.8, 3.2.7, 9.3.10 (подпункты 4,5) Устава, подпункты 4, 5 пункта 3.2.10 Положения об общем собрании, в редакции, предложенной общему собранию 23.06.2011 и размещенной на сайте ответчика, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Что касается предложения об исключении пунктов 1.3.2, 1.3.3, 1.3.5 Правил контроля в области саморегулирования, исключения по всему тексту Положения о применении мер дисциплинарного воздействия упоминаний стандартов, технических регламентов, правил саморегулирования, то предложение истца отклонено также правомерно по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части статьи 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.
Кроме того, как видно из протокола общего собрания членов саморегулируемой организации от 28.05.2010, на общем собрании утверждены Стандарт саморегулирования "Требования НП СРО "Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики" к организации и выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и Правила саморегулирования партнерства.
Суд первой инстанции правильно указал, что исключение из предмета контроля и оснований применения мер дисциплинарного воздействия стандартов и правил, противоречит основным целям и содержанию саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований истца.
Истец не представил доказательств наступления для него каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения его прав и законных интересов действиями ответчика по отказу во внесении на рассмотрение предложений истца.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают. Представитель истца вправе был высказать свои возражения на общем собрании 23.06.2011.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на общество, которым она уплачена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.12.2011 по делу N А20-2133/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой-Б" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Винокурова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов (часть 2 статьи 55.1 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
...
В силу пункта 6 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к исключительной компетенции общего собрания саморегулируемой организации относится утверждение стандартов и правил саморегулирования.
...
Частью 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части статьи 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования."
Номер дела в первой инстанции: А20-2133/2011
Истец: ООО "Спецстрой-Б"
Ответчик: Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация"Объединение строителей КБР"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13234/12
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13234/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3454/12
29.03.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-217/12
07.12.2011 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2133/11