г. Самара |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А55-19445/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Кожевникова С.П., доверенность от 26.12.2011 года N 2179,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился,
от Муниципального предприятия г.о. Самара "Бюро реконструкции и развития" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 года по делу N А55-19445/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), г.Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего, самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Муниципального предприятия г.о. Самара "Бюро реконструкции и развития", г. Самара,
о признании незаконным решения от 24.06.2011 N 01/122/2011-335,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 24.06.2001 N 01/122/2011-335 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1342,30 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д.3 (1 этаж: комнаты N N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты NN 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116), обязании провести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г. в муниципальную собственность передавалось имущество и предприятия с имуществом, находящимся на их балансе.
Однако указанное решение не содержит информации о передачи в муниципальную собственность объекта недвижимости, право на который заявлено к регистрации.
Документы, подтверждающие нахождение указанного нежилого помещения на балансе предприятия или организации г. Самары на момент включения этого имущества в состав муниципальной собственности г. Самары на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г.., на государственную регистрацию также не представлены.
По мнению подателя жалобы, в регистрирующий орган не были представлены документы, свидетельствующие о наличии или возникновении права собственности муниципального образования - городской округ Самара на объект недвижимого имущества, право на которое заявлено к регистрации, а, следовательно, отказ в регистрации является законным и обоснованным.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Муниципального предприятия г.о. Самара "Бюро реконструкции и развития" не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое помещение площадью 1342,30 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д.3 (1 этаж: комнаты N N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты NN 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116).
Сообщением от 24.06.2001 N 01/122/2011-335 в совершении названных регистрационных действий отказано. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих передачу спорного объекта в муниципальную собственность.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится на основании правоустанавливающих документов.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 02.03.2010 N 15-07-16/11490, в которой указано, что спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества на основании решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N222 от 17.09.1992 (л.д. 8, 35).
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности представлены выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/11490 от 02.03.2010, технический паспорт объекта недвижимости, выписка из реестра объектов капитального строительства от 28.12.2007 NРЛ-18170гп (л.д.17, 18-26, 36, 37).
Согласно выписке из реестра N N15-07-16/11490 от 02.03.2010 объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 1342,30 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д.3 (1 этаж: комнаты NN 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты NN 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116) является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992 за номером 012083 на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.1992.
Судом правильно указано в решении, что доводы заинтересованного лица о невозможности внесения в реестр муниципальной собственности нежилого помещения в связи с отсутствием указанного объекта недвижимого имущества с обозначенной площадью в Решении Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку объект недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Бебеля, 2а вошел в утвержденный указанным Решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары (л.д.9-13).
Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Судом верно отмечено в решении, что в данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу приложения к указанному Постановлению.
В соответствии с Законом РФ от 21.11.1990 N 343-1 "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 принял Решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с пунктом 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Пунктом 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года предусмотрено, что передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1 - 36.
В соответствии с приложением N 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавались предприятия - Объединение Куйбышевспецремстрой (л.д. 9-13).
Во исполнение Закона N 343-1 и Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 принято Решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передано здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Бебеля, 2а.
На основании договора на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения от 19.12.1994 спорное имущество предано муниципальному предприятию "Спецдорремстрой N 3", которое является правопреемником имущественных прав и обязанностей объединения Куйбышевспецреммстрой в части имущества структурного подразделения "специализированное дорожное ремонтно-строительное предприятие N 3", о чем свидетельствует решение Комитета по управлению имуществом г. Самара N 867 от 01.09.1994 (л.д.103-106, 107).
На основании договора N 000049 М аренды имущества муниципальной казны от 03.03.2005 спорное имущество передано муниципальному предприятию города Самары "Спецдорремстрой N 3" (л.д. 94, 95, 96, 97-99, 100-102).
Муниципальное предприятие города Самары "Специализированное дорожное ремонтно-строительное предприятие N 3" ликвидировано вследствие банкротства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.12.2009 (л.д.87-93).
На основании договора N 000058 М аренды имущества муниципальной казны от 01.12.2005 спорное имущество передано муниципальному предприятию города Самары "Инженерная служба", которое прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 72-76, 78-80, 81-86).
В соответствии с договором N 000150Х от 11.06.2004, приказами Департамента управления имуществом городского округа Самары N 1665 от 29.12.2007, N 263 от 19.03.2008, N 1779 от 22.06.2009, актом приема-передачи от 29.12.2007, дополнительным соглашением от 09.01.2008, уточнениями к акту приема-передачи от 04.04.2008, уточнениями к дополнительному соглашению от 21.05.2008, уточнениями к акту приема-передачи от 24.06.2009 спорное имущество передано муниципальному предприятию города Самары "Бюро технической инвентаризации" на праве хозяйственного ведения (л.д. 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59-60).
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Однако в данном случае судом сделан правильный вывод о том, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно Постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Таким образом, право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
При этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объекты недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что заявителем на государственную регистрацию были представлены надлежащие и достаточные правоустанавливающие документы, подтверждающие факт передачи спорного здания в собственность муниципального образования городской округ Самара.
Представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 года по делу N А55-19445/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
...
Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
...
Представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А55-19445/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области)
Третье лицо: МП г. о. Самара "Бюро реконструкции и развития"