г. Казань |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А55-19445/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-19445/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 24.06.2011 N 01/122/2011-335, при участии третьего лица - муниципального предприятия городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 24.06.2001 N 01/122/2011-335 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1342,3 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д. 3 (1 этаж: комнаты N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты N 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116), обязании провести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое помещение площадью 1342,30 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д. 3 (1 этаж: комнаты N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты N 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116).
Сообщением от 24.06.2001 N 01/122/2011-335 в совершении названных регистрационных действий отказано. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих передачу спорного объекта в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом статьи 18 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации государственная регистрация проводится на основании правоустанавливающих документов.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 02.03.2010 N 15-07-16/11490, в которой указано, что спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества на основании решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности представлены выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/11490 от 02.03.2010, технический паспорт объекта недвижимости, выписка из реестра объектов капитального строительства от 28.12.2007 N РЛ-18170гп.
Согласно выписке из реестра от 02.03.2010 N 15-07-16/11490 объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 1342,30 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д. 3 (1 этаж: комнаты N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты N 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116) является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992 за номером 012083 на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17.09.1992 N 222.
Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу приложения к указанному постановлению.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.1990 "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - Закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 принял решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с пунктом 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Пунктом 3 решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 предусмотрено, что передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N 1-36.
В соответствии с приложением N 1 к решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавались предприятия - объединение Куйбышевспецремстрой.
Во исполнение Закона N 343-1 и решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 принято решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передано здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Бебеля, 2а.
На основании договора на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения от 19.12.1994 спорное имущество предано муниципальному предприятию "Спецдорремстрой N 3", которое является правопреемником имущественных прав и обязанностей объединения Куйбышевспецреммстрой в части имущества структурного подразделения "Специализированное дорожное ремонтно-строительное предприятие N 3", о чем свидетельствует решение Комитета по управлению имуществом г. Самара от 01.09.1994 N 867.
По договору аренды имущества муниципальной казны от 03.03.2005 N 000049 М спорное имущество передано муниципальному предприятию города Самары "Спецдорремстрой N 3".
Муниципальное предприятие города Самары "Специализированное дорожное ремонтно-строительное предприятие N 3" ликвидировано вследствие банкротства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 23.12.2009.
На основании договора аренды от 01.12.2005 N 000058 М спорное имущество муниципальной казны передано муниципальному предприятию города Самары "Инженерная служба", которое прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с договором от 11.06.2004 N 000150Х, приказами Департамента управления имуществом городского округа Самары от 29.12.2007 N 1665, от 19.03.2008 N 263, от 22.06.2009 N 1779, актом приема-передачи от 29.12.2007, дополнительным соглашением от 09.01.2008, уточнениями к акту приема-передачи от 04.04.2008, уточнениями к дополнительному соглашению от 21.05.2008, уточнениями к акту приема-передачи от 24.06.2009 спорное имущество передано муниципальному предприятию города Самары "Бюро технической инвентаризации" на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В данном случае судом совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Совокупность данных документов позволяет идентифицировать объекты недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара, на государственную регистрацию были представлены надлежащие и достаточные правоустанавливающие документы, подтверждающие факт передачи спорного здания в собственность муниципального образования городской округ Самара.
Представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Закона о регистрации, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности и, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N А55-19445/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 24.06.2001 N 01/122/2011-335 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1342,3 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Управленческий тупик, д. 3 (1 этаж: комнаты N 33-43, 46-49, 52-57, 60-65, 67-74, 79, 81-85, 87, 88, 2 этаж: комнаты N 38-40, 59, 60, 66-68, 70, 75, 78, 81, 85, 89, 90, 94, 96, 97, 106, 107, 110-116), обязании провести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
...
Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
...
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.1990 "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - Закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2012 г. N Ф06-5667/12 по делу N А55-19445/2011