г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А26-8664/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены ( уведомление N 46212);
от заинтересованного лица: не явились- извещены ( уведомление N 46213);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1808/2012) Муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2011 по делу N А26-8664/20110 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия"
к Беломорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергия" (186660, Республика Карелия, пос.Лоухи, ул.Первомайская, д.9, ОГРН 1091031000752, далее - МУП "Теплоэнергия", предприятия) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (185030, г.Петрозаводск, пр.А.Невского, д.69, далее- Беломорское управление Ростехнадзора, административный орган) от 13.10.2011 N 23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований МУП "Теплоэнергия" отказано, в связи с правомерным привлечением предприятия к административной ответственности, судом не установлено наличие процессуальных нарушений, допущенных прокуратурой при проведении проверки и при вынесении по ее результатам постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда, МУП "Теплоэнергия" направило апелляционную жалобу, в которой, не отрицая выявленные нарушения по эксплуатации тепловых энергоустановок, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в компетенцию прокуратуры не входит проверка соблюдения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок; фактически осуществлялся не прокурорский надзор, а проводилась проверка в форме государственного контроля органами Ростехнадзора, при которой были допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля".
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 29.08.2011 по 31.08.2011 на основании графика проверок организаций, участвующих в обеспечении потребителя тепловой энергией (л.д.26) по поручению первого заместителя прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. от 25.02.2011 N 7-9-968-11 старшим помощником прокурора Лоухского района проведена проверка готовности МУП "Теплоэнергия" к осенне-зимнему периоду 2011-2012 г.г.
Во исполнение требования прокуратуры о необходимости обеспечения проверок соответствующими специалистами Ростехнадзора (письмо от 25.05.2011 N 7-9-968-и) к проверке был привлечен главный государственный инспектор отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими и гидротехническими сооружениями Беломорского управления Ростехнадзора Галимов А.Н..
По результатам проверки 31.08.2011 старшим помощником прокурора Лоухского района Сауткиной Е.В. и главным государственным инспектором Ростехнадзора Галимовым А.Н. составлена справка N 31-2-11-ОЗП в которой зафиксировано нарушение на проверяемых объектах теплоснабжения котельных в п.Лоухи и п.Чупа, обслуживаемых МУП "Теплоэнергия", положений Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок (ПТЭТЭ), утвержденных приказом Минэнерго России N 115 от 24.03.2003.
По признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях 22.09.2011 прокурором Лоухского района в отношении МУП "Теплоэнергия" вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в котором указано, что на момент проверки на котельных в п. Лоухи и п.Чупа:
-не обеспечивается категория надежности электроснабжения электроприемников;
-не проведена проверка знаний по ПТЭТЭ у руководителя предприятия и ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок, заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых установок;
- не назначен распорядительным документом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию;
-отсутствуют документы, подтверждающие проведение технического освидетельствования котлов на котельной в п. Лоухи "Совхоз", ст.Чупа и тепловых сетей Лоухского района;
- на предприятии не разработан оперативный план тушения пожара;
-обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок не проводятся в установленные сроки. Руководителем не назначена смотровая комиссия;
- не разработана инструкция по эксплуатации дымовой трубы и газоходов;
- на корпусе каждого насоса водогрейных котлов на котельных в п. Лоухи "Совхоз" и ст.Чупа отсутствуют таблички с указанием основных данных;
-отсутствует тепловая изоляция трубопроводов в районе котельной ст.Чупа;
-тепловые сети не подвергнуты испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов после окончания отопительного сезона.
Материалы административного дела и постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22.09.2011 направлены прокуратурой в Беломорское управление Ростехнадзора для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
13.10.2011 начальником отдела Беломорского управления Ростехнадзора вынесено постановление об административном правонарушении N 23 о привлечении МУП "Теплоэнергия" к административной ответственности на основании статьи 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей.
Предприятие не согласилось с указанным постановлением и, не оспаривая совершения правонарушения по существу, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, поскольку в компетенцию прокуратуры не входит проверка соблюдения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок; фактически осуществлялся не прокурорский надзор, а проводилась проверка в форме государственного контроля органами Ростехнадзора, при которой были допущены нарушения требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме исследовал материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с положениями статьи 9.11 Кодекса нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее- Закон N116-ФЗ) установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Теплоэергия" создано с целью осуществления деятельности по снабжению тепловой энергией юридических и физических лиц, водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района. Для осуществления указанных видов деятельности предприятию в безвозмездное пользование переданы котельные и тепловые сети поселков Лоухи и Чупа.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Закону N 116-ФЗ эксплуатируемые МУП "Теплоэнергия" котельные относятся к опасным производственным объектам.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 115 от 24.03.2003, утверждены Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок (ПТЭТЭ).
ПТЭТЭ установлены требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; - паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; - систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии Правилами технической эксплуатации тепловых электроустановок организации, эксплуатирующие тепловые энергоустановки, обеспечивают прохождение проверки знаний ПТЭТЭ в органах госэнергонадзора руководящими работниками организации и ответственными за исправное состояний безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителями, а также специалистами по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок (пункты 2.3.8, 2.3.9);
- ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации (пункт 2.1.2);
- организации, эксплуатирующие тепловые энергоустановки, организовывают техническое освидетельствование тепловых энергоустановок комиссией, назначенной руководителем организации; результаты технического освидетельствования заносятся в паспорт тепловых энергоустановок и (или) сетей (пункты 2.6.3, 2.6.4);
- в организации разрабатывается оперативный план тушения пожара (пункт 2.11.5);
- обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации (пункт 3.3.4);
- в организациях должны быть инструкции по эксплуатации дымовых труб и газоходов (пункт 3.3.10);
- на корпусе каждого насоса котельной прикрепляется табличка, в которой указываются следующие данные: наименование завода-изготовителя; год изготовления и заводской номер; номер по схеме котельной; номинальная производительность при номинальной температуре воды; частота вращения рабочего колеса центробежных насосов или число ходов поршня для поршневых насосов; максимальный напор при номинальной производительности; номинальная температура перекачиваемой среды перед насосом (пункт 5.1.2);
- для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов (пункт 6.1.31);
- в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона (пункт 6.2.13).
Материалами проверки подтверждается, что на предприятии не проведена проверка знаний по ПТЭТЭ у руководителя предприятия и ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок, заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых установок; не назначен распорядительным документом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию;отсутствуют документы, подтверждающие проведение технического освидетельствования котлов на котельной в п. Лоухи "Совхоз", ст.Чупа и тепловых сетей Лоухского района; на предприятии не разработан оперативный план тушения пожара; обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок не проводятся в установленные сроки. Руководителем не назначена смотровая комиссия; не разработана инструкция по эксплуатации дымовой трубы и газоходов; на корпусе каждого насоса водогрейных котлов на котельных в п. Лоухи "Совхоз" и ст.Чупа отсутствуют таблички с указанием основных данных; отсутствует тепловая изоляция трубопроводов в районе котельной ст.Чупа; тепловые сети не подвергнуты испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов после окончания отопительного сезона. Предприятие вышеуказанные факты не опровергло, по существу нарушений пояснений не дало.
Кроме этого, пунктом 14.2 СНиП II-35-76 "Строительные нормы и правила. Котельные установки" (утверждены постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 N 229) установлено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Порядок разделения электроприемников на категории в целях обеспечения надежности электроснабжения установлен пунктами 1.2.17-1.2.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204.
В силу указанных Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания (пункт 1.2.19).
Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (пункт 1.2.20).
Проверкой установлено, что предприятием не обеспечивается категория надежности электроснабжения электроприемников котельных. По существу данного нарушения предприятием пояснения в суде не даны, на вызов в прокуратуру для дачи пояснений директор предприятия явиться отказался (л.д.33).
МУП "Теплоэнергия" не отрицает факт наличия выявленных проверкой нарушений Правил технической эксплуатации теплоустановок.
Апелляционный суд считает, что непринятие мер, направленных на соблюдения правил технической эксплуатации теплоустановок, свидетельствует о наличии вины в действиях предприятия. Иного заявителем не доказано.
Таким образом, контролирующим органом доказан факт правонарушения и вина предприятия в его совершении.
Суд первой инстанции, с учетом указанных норм и события административного правонарушения, описанного в постановлении о возбуждении производства по делу от 22.09.2011, составленного прокуратурой в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ссылки предприятия на проведение проверки неуполномоченным органом не основаны на положениях действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Осуществление прокурорского надзора регламентировано в разделе 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 2202-1 предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Исходя из положений данной статьи, коммерческие организации в полной мере подпадают в сферу деятельности прокурорского надзора.
Материалами дела подтверждается, что прокуратура Лоухского района проводила проверку на основании поручения первого заместителя прокурора Республики Карелия от 25.05.2011 N 7-9-968-11, государственный инспектор Беломорского управления Ростехнадзора принимал участие в проверке как привлеченный специалист.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не ограничивает возможность взаимодействия органов прокуратуры с иными государственными органами при осуществлении надзорных функций.
Согласно постановлению от 22.09.2011 и справке N 31-2-11-ОЗП целью проверки являлось соблюдение МУП "Теплоэнергия", обеспечивающего потребителей тепловой энергией, законодательства о промышленной безопасности, в частности, Закона N116 ФЗ.
В пределах предоставленных Законом N 2202-1 полномочий прокурор или его заместитель при осуществлении возложенных на него функций в соответствии с требованиями части 2 статьи 22 Закона N 2202-1 по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Суд первой инстанции правильно установил, что проверка котельных в п.Лоухи и п.Чупа, обслуживаемых МУП "Теплоэнергия" проводилась в соответствии с требованиями Закона N 2202-1 по заданию вышестоящей прокуратуры, согласно утвержденным графикам, и оснований считать составленную по результатам такой проверки справку от 31.08.2011, а также вынесенное прокурором Лоухского района постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22.09.2011 недопустимыми доказательствами у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным постановления Беломорского управления Ростехнадзора от 13.10.2011 N 23 о привлечении МУП "Теплотехника" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 декабря 2011 года по делу N А26-8664/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Теплоэнергия" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не ограничивает возможность взаимодействия органов прокуратуры с иными государственными органами при осуществлении надзорных функций.
...
В пределах предоставленных Законом N 2202-1 полномочий прокурор или его заместитель при осуществлении возложенных на него функций в соответствии с требованиями части 2 статьи 22 Закона N 2202-1 по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Суд первой инстанции правильно установил, что проверка котельных в п.Лоухи и п.Чупа, обслуживаемых МУП "Теплоэнергия" проводилась в соответствии с требованиями Закона N 2202-1 по заданию вышестоящей прокуратуры, согласно утвержденным графикам, и оснований считать составленную по результатам такой проверки справку от 31.08.2011, а также вынесенное прокурором Лоухского района постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22.09.2011 недопустимыми доказательствами у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным постановления Беломорского управления Ростехнадзора от 13.10.2011 N 23 о привлечении МУП "Теплотехника" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия и отмены решения суда не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А26-8664/2011
Истец: МУП "Теплоэнергия"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Беломорского управления Ростехнадзора