г. Владивосток |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А51-16102/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Н.А. Скрипки, Т.А. Аппаковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
при участии в заседании:
от заявителя: адвокат Соколов В.И. - доверенность от 01.01.2012 со специальными полномочиями,
от ответчика, заинтересованных лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Компания ОГАТ"
апелляционное производство N 05АП-1654/2012
на решение от 26.01.2012
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-16102/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Компания ОГАТ"
к ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ОГАТ" (далее - ООО "Компания ОГАТ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о признании произведенного Федеральным бюджетным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю (далее - ФБУ "Земельная кадастровая палата") расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:136 в сумме 494 189 072 рубля 10 копеек незаконным, в связи с чем в порядке восстановления прав заявителя, нарушенных указанным неправомерным расчетом, просит установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере, равном рыночной стоимости данного земельного участка, в сумме 148 200 000 рублей.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2011 и от 29.11.2011 в соответствии со ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю) и Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Компания ОГАТ" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.
Как следует из текста апелляционной жалобы, суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права, указав, что заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Предметом обжалования являлись действия государственного органа, которые подлежали рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ. Апеллянт полагает, что ответчик в нарушение ст.66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), превысив свои полномочия, самостоятельно, не привлекая к оценке специальный орган - Федеральный кадастровый центр "Земля", провел кадастровую оценку стоимости спорного земельного участка, произвольно установил налоговую базу, что в силу ст.ст.3 п.3, 391 Налогового кодекса РФ недопустимо. Считает, что суд первой инстанции должен был удовлетворить заявленные требования в части признания расчета кадастровой стоимости земельного участка незаконным.
Представители ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного заседания, дело слушается в их отсутствие по правилам ст.156 АПК РФ.
Представитель заявителя огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Указывает, что оценка кадастровой стоимости проведена неуполномоченным лицом. Настаивает на рассмотрении его требований в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
ООО "Компания ОГАТ" на основании договора аренды земли N 002240 от 13.05.1996 и соглашения о перемене лица в обязательстве от 23.10.2006, зарегистрированных в установленном законом порядке, является арендатором земельного участка площадью 154194 кв.м с кадастровым номером 25:28:000000:136, имеющего следующее местонахождение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - нежилое здание, лит.4, 4а, 4б, почтовый адрес ориентира: край Приморский, г.Владивосток, ул.Днепровская, дом 25.
Как следует из кадастрового паспорта данного земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 15.12.2009, кадастровая стоимость участка составляет 141 638 142 рубля, участок представляет собой единое землепользование.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 30.06.2011, кадастровая стоимость участка составляет 494 189 072 рубля 10 копеек.
Согласно имеющимся в материалах дела письмам ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 04.08.2011 исх.N 02-3-16/3649/01-1-29 и Управления Росреестра по Приморскому краю от 16.08.2011 исх.N 18-21849-1 в ходе выполнения Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:136 не определялась в связи с тем, что согласно п.2.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв.приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2007 N П/0152) при формировании исходного перечня земельных участков из перечня исключаются строки, содержащиеся в графе "Наименование земельного участка" запись "единое землепользование". Кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана сотрудниками ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю на основании сведений государственного кадастра недвижимости о его разрешенном использовании и в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222.
ООО "Компания ОГАТ", полагая, что рассчитанная ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю кадастровая стоимость земельного участка не соответствует методике, утв. Федеральным стандартом оценки N 4 (ФСО-4) "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, в соответствии с которой ответчик не уполномочен проводить оценку земельных участков, размер кадастровой стоимости завышен (в соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО "Аудиторская консалтинговая компания АФБ" 16.06.2011 рыночная стоимость единого землепользования с кадастровым номером 25:28:000000:136 по состоянию на 01.01.2011 составляет округленно 148200000 рублей), обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 N 222 (далее - Методические указания).
В силу пункта 2.2 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1 Методических указаний. Как следует из пункта 2.1.15 Методических указаний, кадастровая стоимость единого землепользования определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок.
Из вышеназванных писем ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 04.08.2011 исх.N 02-3-16/3649/01-1-29 и Управления Росреестра по Приморскому краю от 16.08.2011 исх.N 18-21849-1 также следует, что для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:136 были использованы удельные показатели кадастровой стоимости земли 9 ВРИ кадастровых кварталов, в которых расположены обособленные земельные участки, входящие в состав единого землепользования. При этом примененные удельные показатели кадастровой стоимости земли утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2010 году, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.
Полученная в результате таких действий кадастровая стоимость земельного участка дальнейшего утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требует, поскольку указанная стоимость не является результатом кадастровой оценки в смысле, придаваемой ей статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", а также Правилами. Такое толкование, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11.03.2010 N П/93 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, доводы ООО "Компания ОГАТ" о том, что ответчик в нарушение ст.66 ЗК РФ, превысив свои полномочия, самостоятельно, не привлекая к оценке специальный орган - Федеральный кадастровый центр "Земля", провел кадастровую оценку стоимости спорного земельного участка, произвольно установил налоговую базу, являются несостоятельными.
На наличие каких-либо нарушений, допущенных ответчиком при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, неправильное применение постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", несоблюдение Методических указаний и т.п.), заявителем не указано.
Заявленные ООО "Компания ОГАТ" требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В связи с этим такие требования, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, следует предъявлять и рассматривать в порядке искового производства. Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении настоящего дела заявитель неоднократно уточнял, что требования по настоящему делу предъявлены в порядке главы 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю является органом, осуществляющим публичные полномочия, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление Росреестра по Приморскому краю являются заинтересованными лицами. Аналогичная позиция изложена и в апелляционной жалобе.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что по настоящему делу заявитель, обратившись в арбитражный суд с требованиями в порядке норм главы 24 АПК РФ, не доказал правомерность избранных им способа защиты права, процессуального порядка обращения в арбитражный суд, в связи с чем предъявленные по настоящему делу требования правомерно расценены арбитражным судом в качестве незаконных, необоснованных и не подлежащих удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 по делу N А51-16102/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полученная в результате таких действий кадастровая стоимость земельного участка дальнейшего утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требует, поскольку указанная стоимость не является результатом кадастровой оценки в смысле, придаваемой ей статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", а также Правилами. Такое толкование, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11.03.2010 N П/93 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, доводы ООО "Компания ОГАТ" о том, что ответчик в нарушение ст.66 ЗК РФ, превысив свои полномочия, самостоятельно, не привлекая к оценке специальный орган - Федеральный кадастровый центр "Земля", провел кадастровую оценку стоимости спорного земельного участка, произвольно установил налоговую базу, являются несостоятельными.
...
Заявленные ООО "Компания ОГАТ" требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В связи с этим такие требования, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, следует предъявлять и рассматривать в порядке искового производства. Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011."
Номер дела в первой инстанции: А51-16102/2011
Истец: ООО Компания ОГАТ
Ответчик: ФБУ Земельная кадастровая палата по ПК
Третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1654/12