г. Вологда |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А13-12549/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федосеевой О.А., судей Виноградова О.Н. и Козловой С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Департамента имущественных отношений Вологодской области Молотобойцевой Е.В. по доверенности от 10.01.2012 N 2д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2011 года по делу N А13-12549/2011 (судья Колтакова Н.А.),
установил
Департамент имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1083525017278; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Шексна-Водоканал" (ОГРН 1083536001416; далее - Общество) о взыскании 78 635 руб. 04 коп., в том числе 71 665 руб. 02 коп. задолженности по арендной плате и 6970 руб. 02 коп. пеней.
Определением суда от 07.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Вологодской области "Дирекция индустриального парка" (далее - Учреждение).
Решением суда от 28.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не конкретизирует форму выражения согласия собственника имущества на распоряжение имуществом государственным учреждением. Полагает, что арендодателем имущества Вологодской области, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением, выступает орган по управлению имуществом совместно с учреждением, во владении которого находится данное имущество. Считает, что участие Департамента в договоре аренды следует рассматривать как форму выражения согласия. Утверждает, что по заключенному договору аренды арендная плата, перечисляемая арендатором, в полном объеме учитывалась в доходах областного бюджета. Действующим на момент заключения договора аренды законодательством не предусматривалось право Учреждения самостоятельно без согласия Департамента сдавать в аренду имущество, находящееся в собственности Вологодской области, и получать доход от его сдачи в аренду.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, решение суда - отменить.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель), Общество (арендатор) и Учреждение (владелец) 02.08.2010 заключили договор N 73 аренды следующего имущества:
- промышленное водоснабжение: литера А (водопроводная насосная станция площадью 83,6 кв.м), литера Г (камера переключений) площадью 16 кв.м, литера I (резервуар запаса воды) объем 500 куб.м, литера II (резервуар запаса воды) объем 500 куб. м, литера III (водопровод) протяженностью 9277,8 п.м, находящееся по адресу: Вологодская область, Шекснинский район, Индустриальный парк "Шексна", рыночной стоимостью 25 884 000 руб. (далее - промышленное водоснабжение);
- повысительная насосная станция с резервуарами запаса воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения индустриального парка "Шексна": литера Б (водопроводная насосная станция) общей площадью 84,2 кв.м, литера В (камера переключений) общей площадью 12,6 кв.м, литера III (резервуар запаса воды) объемом 100 куб.м, литера IV (резервуар запаса воды) объемом 100 куб.м, находящаяся по адресу Вологодская область, Шекснинский район, индустриальный парк "Шексна", рыночной стоимостью 2 782 000 руб. (далее - повысительная насосная станция).
Цель заключения договора - эксплуатация имущества по назначению.
Срок аренды установлен сторонами до 29.06.2011(пункт 1.2 договора).
Ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по своевременному внесению арендной платы за период с июля по декабрь 2010 года послужило основанием для обращения Департамента с данным иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент не является надлежащим лицом, имеющим право на взыскание арендной платы за использование имущества, переданного в оперативное управление.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом ввиду следующего.
Пункт 1 статьи 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе право хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как видно из материалов дела, объекты оперативного управления определены в приложении к рассматриваемому договору и в данный перечень они не вошли. В последствии право оперативного управления на принятые в аренду недвижимые объекты было зарегистрировано в установленном законом порядке: на промышленное водоснабжение - 13.05.2010 на основании распоряжения Департамента от 20.04.2010 N 4 53-р и акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 20.04.2010 (свидетельство 35-СК N 794024), на повысительную насосную станцию - 10.06.2010 на основании распоряжения Департамента от 19.05.2010 N 591-р (свидетельство 35-СК N 798532).
При этом договор о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления в отношении рассматриваемых объектов недвижимости, заключен Департаментом и Учреждением 09.11.2011.
Право оперативного управления Учреждения на спорные объекты недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 13.05.2010 за номером 35-35-14/013/2010-507, 10.06.2010 за номером 35-35-14/015/2010-178.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся наличия у него полномочий по администрированию доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в том числе от сдачи упомянутого имущества, принадлежащего Вологодской области, в аренду, основанные на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана оценка исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВАС РФ N 21), и сходных правоотношений, рассмотренных по другим делам Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 24.06.1997 N 4214/96 и от 16.06.2009 N 998/09).
С учетом положений абзаца четвертого пункта 2 и пункта 9 Постановления ВАС РФ N 21, а также выводов по спорным вопросам, содержащихся в вышеназванных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, правом получения арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, а соответственно, и материального возмещения в счет таких платежей обладает учреждение, поскольку собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом, а следовательно, не имеет права и на получение доходов от него. Положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав учреждения на доходы, а закрепляют особенности их учета, поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов учреждения не изменяет закрепленный ГК РФ объем прав учреждения относительно данных доходов.
Таким образом, при рассмотрении требования о взыскании арендной платы, заявленного Департаментом, судом первой инстанции правомерно применены нормы не бюджетного, а гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отказал Департаменту в удовлетворении требований о взыскании с Общества арендной платы и пеней.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, а следовательно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2011 года по делу N А13-12549/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Федосеева |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
...
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся наличия у него полномочий по администрированию доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в том числе от сдачи упомянутого имущества, принадлежащего Вологодской области, в аренду, основанные на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана оценка исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВАС РФ N 21), и сходных правоотношений, рассмотренных по другим делам Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 24.06.1997 N 4214/96 и от 16.06.2009 N 998/09)."
Номер дела в первой инстанции: А13-12549/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Вологодской области
Ответчик: ОАО "Шексна-Водоканал"
Третье лицо: ГУ ВО "Дирекция индустриального парка"