г. Киров |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А29-5526/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Комиавиатранс"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2011 по делу N А29-5526/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Комиавиатранс"
(ИНН: 1101482218, ОГРН: 1021100524092)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании частично недействительным решения от 13.05.2011 N 21,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Комиавиатранс" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми (далее - Фонд социального страхования) от 13.05.2011 N 21 в части непринятия к зачету расходов страхователя по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 38 651 рубля 02 копеек, осуществленных с применением районного коэффициента 1,5.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает на то, что статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен обязательный порядок регулирования вопроса, касающегося размера районного коэффициента и его применения, исключительно посредством принятия федерального закона. При этом Предприятие считает, что Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" не может быть задействовано к рассматриваемой ситуации, поскольку оно регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. С принятием Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 действует в той части, в которой оно не противоречит данному закону. В свою очередь в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 отсутствуют ограничения по размерам районных коэффициентов. Предприятие считает, что к рассматриваемой ситуации следует применять Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 и принятый в его исполнение Главой Республики Коми Указ от 03.07.1998 N 232, которым установлен при исчислении пособий по временной нетрудоспособности районный коэффициент 1,5. Также заявитель указывает на то, что поскольку заработная плата работникам Предприятия выплачивалась с районным коэффициентом 1,5, страховые взносы уплачивались, исходя из размера заработной платы с применением районного коэффициента 1,5, то формирование расходной части средств Фонда социального страхования на выплату социальных пособий должно производиться с применением данного коэффициента.
Фонд социального страхования в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили; Предприятие заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка в отношении Предприятия по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования и правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
Результаты проверки отражены в акте от 15.04.2011 N 29с/о.
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем управляющего Фонда социального страхования принято решение от 13.05.2011 N 21, в том числе о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением установленного порядка в сумме 38 651 рубля 02 копеек.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался подпунктом 3 пункта 1 статьи 11, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 4, 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьями 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР", Постановлением Госкомтруда СССР Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, и исходил из того, что районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми установлен в размере 1,3.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ).
Из приложения N 1 к акту проверки видно, что выявленные в ходе проверки нарушения установлены в период 2008-2009 годов (листы дела 39-40).
В статье 12 Федерального закона N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов: максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей; максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансирование выплаты пособий по временности нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется в том числе за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Исходя из изложенных норм права, следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов, но для лиц, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные на федеральном уровне.
Между тем единый районный коэффициент к заработной плате не установлен.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об установлении районного коэффициента не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (далее - Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18. В частности в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.02.1975), где проживают и работают работники Предприятия, он равен 1,3.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и Указ Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 "Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми" подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления предоставляется право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При этом затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Исходя из изложенной нормы права, следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, и за счет средств предприятий, организаций, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В данном случае заявитель указывает о том, что Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 "Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми" установлен районный коэффициент в размере 1,5 для г. Усинска Республики Коми, в связи с этим для определения размера пособий необходимо применять районный коэффициент в размере 1,5.
Между тем, выплата рассматриваемых пособий, при исчислении и выплате которых применяется районный коэффициент, осуществляется не за счет бюджета субъекта Российской Федерации; о принятии к зачету расходов на выплату пособий заявитель просит за счет средств Фонда социального страхования.
Кроме того, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 для г. Усинска установлен только один размер районного коэффициента.
В связи с этим выплата рассматриваемых пособий за счет средств Фонда социального страхования с учетом повышенного коэффициента (1,5) является неправомерной.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения Фонда социального страхования в части не принятия к зачету расходов страхователя по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 38 651 рубля 02 копеек (в части применения коэффициента 1,5).
Судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки заявителя на иное решение вопроса при рассмотрении подобных споров, поскольку в данном случае обстоятельства рассматриваемых ситуаций различны, в том числе применяемые акты об установлении размеров районных коэффициентов.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Предприятия - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2011 по делу N А29-5526/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Комиавиатранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
...
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об установлении районного коэффициента не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (далее - Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей."
Номер дела в первой инстанции: А29-5526/2011
Истец: ГУП Республики Коми "Комиавиатранс", ФГУП Комиавиатранс
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13746/12
12.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13746/12
07.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2370/12
29.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-552/12
13.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5526/11