г. Владивосток |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А59-2451/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Н.А. Скрипки
судей: Т.А. Аппаковой, С.М.Синицыной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.ю. Федосенко
при участии:
лица, участвующие в деле, извещены, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МО "Южно-Курильский городской округ"
апелляционное производство N 05АП-1892/2012
на определение от 17.02.2012 судьи С.А. Назаровой
по делу N А59-2451/2007 Арбитражного суда Сахалинской области
по делу по заявлению МИФНС России N 5 по Сахалинской области
к МУП "Коммунальник" (ОГРН 1026501203409)
о признании его несостоятельным (банкротством), жалоба администрации МО "Южно-Курильский городской округ" (ОГРН 1036506400424) на действия конкурсного управляющего должника Павлюченко С.О.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.03.2008 Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" (далее должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Павлюченко С.О. Впоследствии срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего Павлюченко С.О. неоднократно продлевались, определением от 19.12.2011 срок конкурсного производства продлен до 22.03.2012.
Администрация МО "Южно-Курильский ГО" (далее Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий конкурсного управляющего, выразившиеся в непринятии мер по передаче в собственность муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" котельной N 2, представляющей имущественный комплекс в составе производственного здания и технологического оборудования, расположенный по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно - Курильск, ул. Гнечко, 1976 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011800; котельной N 5, представляющей имущественный комплекс в составе производственного здания и технологического оборудования, расположенный по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно - Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 1987 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011810, и в выставлении указанного имущества на торги, возложить на конкурсного управляющего обязанность по передаче имущества в муниципальную собственность.
Определением суда от 05.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011, в удовлетворении заявления Администрации МО "Южно-Курильский ГО" отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2011 определение от 05.08.2011, постановление апелляционной инстанции от 28.09.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе рассмотрения заявления Администрация уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия конкурсного управляющего МУП "Коммунальник" Павлюченко С.О., выразившиеся в непринятии мер по передаче в собственность МО "Южно-Курильский городской округ" котельной N 2, представляющей имущественный комплекс в составе производственного здания и технологического оборудования, расположенной по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно - Курильск, ул. Гнечко, 1976 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011800, котельной N 5, представляющей имущественный комплекс производственного здания и технологического оборудования, расположенной по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно - Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 1987 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011810; исключить из конкурсной массы МУП "Коммунальник" имущественный комплекс - внутриквартальную котельную N 2 в составе производственного здания и технологического оборудования, расположенную по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно -Курильск, ул. Гнечко, 1976 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011800, литер А, общей площадью 367,6 кв.м и внутриквартальную котельную N 5 в составе производственного здания и технологического оборудования, расположенную по адресу: Сахалинская область, пгт. Южно -Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 1987 года постройки, инвентарный номер 64:256:001:000011810, литер А, общей площадью 973,7 кв.м.; возложить на МУП "Коммунальник" в лице конкурсного управляющего обязанность по передаче указанного имущества по акту приема-передачи на безвозмездной основе без каких -либо дополнительных условий муниципальному образованию "Южно-Курильский городской округ" в лице Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2012 в удовлетворении жалобы Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратился с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда от 17.02.2012 отменить в связи с неправильным применением норм материального права, просила принять новый судебный акт об удовлетворении её требований. В обоснование своих доводов Администрация указала, что перечень обстоятельств, при которых допускаются третьи торги, посредством публичного предложения, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, статьи 110 и 132 Закона о банкротстве не содержат условий, позволяющих при продаже социально значимых объектов, применять положения статьи 139 указанного Закона. Администрация указал, что 24.06.3020 конкурсный управляющий провел повторные торги, которые признаны недействительными решения Арбитражного суда Сахалинской области от 22.10.2010 по делу N А59-2915/2010, при этом, применительно к настоящему спору, из положения статьей 110, 132, 139 Закона о банкротстве не следует возможность проведения третьих торгов, по причине признания ранее проведенных торгов недействительными. Заявитель жалобы сослался на то, что не принятие конкурсным управляющим мер по передаче котельных в собственность нарушают права и законные интересы Администрации как собственника имущества, нарушают интересы населения. Апеллянт счёл, что, котельные, находящиеся в оборудование и подключенными трубопродовами и тепловыми сетями представляют собой единый имущественный комплекс энергоснабжения населения пгт. Южно - Курильск, являющийся социально значимым объектом, при таких обстоятельствах исключение котельных из состава Менделеевской ГоеТЭС и использование котельных отдельно от комплекса является невозможным. Следовательно, котельные не подлежат изъятию из муниципальной собственности путем продажи третьим лицам и не могли быть включены в конкурсную массу, поскольку смена собственника повлечет невозможность надлежащей поставки тепловой энергии и, как следствие, нарушение право неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 1 статьи 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) предусмотрено, что кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
По смыслу данной нормы права, основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действием (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в числе имущества должника значатся: котельная N 2, расположенная по адресу: пгт. Южно - Курильск, ул. Гнечко, и котельная N 5, расположенная по адресу: пгт. Южно - Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ. Право хозяйственного ведения должника на перечисленное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке.
В газете "Коммерсант" N 68 от 17.04.2010 опубликовано извещение о проведении 17.05.2010 торгов по продаже названного имущества должника, которые в связи с непоступлением заявок на участие в торгах были признаны несостоявшимися. Конкурсным управляющим 24.06.2010 проведены повторные торги, победителем которых признано ООО "Евразия Ю-К", и заключены договоры купли-продажи котельной N 2 и котельной N 5 от 05.07.2010, которые решением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.10.2010 по делу N А59-2915/2010 признаны недействительными.
Конкурсный управляющий Павлюченко С.О. 22.06.2011 разместил в средствах массовой информации объявление о проведении 14.07.2011 торгов по продаже спорных котельных в порядке, предусмотренном статьями 110 и пунктом 3 статьи 132 Закона о банкротстве.
Ссылаясь на невыполнение конкурсным управляющим требований статьи 110 и пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, полагая, что действия конкурсного управляющего Павлюченко С.О. по выставлению спорного имущества должника на торги являются незаконными, Администрация обратилась в арбитражный с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если названным Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьи 111 того же Закона, с особенностями, предусмотренными правилами, регулирующими процедуру конкурсного производства.
В силу пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Оценка указанных объектов осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Начальная цена продажи указанных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, непроданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, в собственность муниципального образования осуществляется без каких - либо дополнительных условий.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в составе имущества должника имеются социально значимые объекты - объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для снабжения тепловой энергией жилищный фонд и иные объекты.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.05.2000 N 8-п, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, как объекты недвижимости, входящие в имущество должника - собственника, используются не только в его частных интересах, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства. Поэтому отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, носят публично - правовой характер.
Таким образом, Законом о банкротстве установлен особый порядок продажи имущества должника, имеющего социальное назначение, что исключает возможность продажи социально значимых объектов в процедуре конкурсного производства в ином порядке, кроме как на торгах в форме конкурса.
Из материалов дела следует, что конкурсный управляющий, выполняя возложенные на него обязанности по осуществлению мероприятий по продаже имущества, опубликовал сведения о проведении 17.05.2010 торгов по продаже спорного имущества, однако ввиду отсутствия заявок указанные торги признаны несостоявшимися, в связи с чем, конкурсным управляющим проведены повторные торги, которые в свою очередь в судебном порядке признаны недействительными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Следовательно, поскольку повторные торги по продаже спорного имущества признаны недействительными в судебном порядке, судом первой инстанции верно указано, что конкурсный управляющий обязан провести торги спорных объектов с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка. До настоящего времени вся предусмотренная Законом о банкротстве процедура реализации спорного имущества не завершена, оснований для его передачи в муниципальную собственность согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
Администрация просила исключить спорное имущество из конкурсной массы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Согласно материалам дела, КУМИ Администрации МО "Южно-Курильский район" 24.05.2002 принято решение о создании МУП "Коммунальник", которому 01.09.2002 по акту приема-передачи передано имущество на общую сумму 47724472 руб. 27 коп., в том числе и спорные котельные N 2, N 5, которые в связи с включением в конкурсную массу подлежат реализации в установленном Законом о банкротстве порядке.
Исходя из изложенного, учитывая, что порядок продажи спорного имущества не соблюден в точном соответствии с Законом о банкротстве, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у конкурсного управляющего не возникла обязанность по передаче имущества заявителю на основании пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий конкурсного управляющего должника у суда первой инстанции не имелось.
Довод заявителя жалобы о том, что спорное имущество должника представляет собой единый имущественный комплекс энергоснабжения населения пгт. Южно - Курильск, являющийся социально значимым объектом, в связи с чем указанное имущество не подлежит изъятию из муниципальной собственности путем продажи третьим лицам, поскольку смена собственника повлечет невозможность надлежащей поставки тепловой энергии населению и как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, отклонен апелляционным судом, поскольку доказательств оформления указанного имущества (зданий котельных, оборудования, тепловых сетей и трубопровода) в качестве единого энергетического комплекса не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апеллянта о том, что перечень обстоятельств, при которых допускаются третьи торги, посредством публичного предложения, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, статьи 110 и 132 Закона о банкротстве не содержат условий, позволяющих при продаже социально значимых объектов, применять положения статьи 139 указанного Закона. Конкурсный управляющий 24.06.3020 провел повторные торги, которые признаны недействительными решения Арбитражного суда Сахалинской области от 22.10.2010 по делу N А59-2915/2010, при этом, применительно к настоящему спору, из положения статьей 110, 132, 139 Закона о банкротстве не следует возможность проведения третьих торгов, по причине признания ранее проведенных торгов недействительными, как необоснованные.
Как указано ранее, порядок реализации социально значимых объектов установлен пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве. Согласно указанной норме права социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Федерального закона.
Основным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.
Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
В силу пунктов 4, 7 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; возможно проведение повторных торгов; в случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, непроданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Из изложенных норм следует, что в муниципальную собственность передаются социально значимые объекты после того, когда эти объекты не проданы, в том числе и путем публичного предложения.
Доводы заявителя жалобы о том, что не принятие конкурсным управляющим мер по передаче котельных в собственность нарушают права и законные интересы Администрации как собственника имущества, нарушают интересы населения, не приняты апелляционным судом как неподтвержденные документально. В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства того, что оспариваемые действия конкурсного управляющего по продажи социально -значимого имущества должника на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве, негативно повлияло на осуществление мероприятий, связанных с теплоснабжением населения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счёл, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2012 по делу N А59-2451/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4, 7 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; возможно проведение повторных торгов; в случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, непроданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
...
Доводы заявителя жалобы о том, что не принятие конкурсным управляющим мер по передаче котельных в собственность нарушают права и законные интересы Администрации как собственника имущества, нарушают интересы населения, не приняты апелляционным судом как неподтвержденные документально. В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства того, что оспариваемые действия конкурсного управляющего по продажи социально -значимого имущества должника на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве, негативно повлияло на осуществление мероприятий, связанных с теплоснабжением населения."
Номер дела в первой инстанции: А59-2451/2007
Должник: МУП "Коммунальник"
Кредитор: Гилев Виталий Сергеевич, ЗАО "Энергия Южно-Курильская", ИФНС по Южно-Курильскому району Сах.обл., МИФНС России N 5 по Сахалинской области, ООО "Труд-Сахалин"
Третье лицо: Администрация МО "Южно-Курильский городской округ", ЗАО "Энергия Южно-Курильская", МУП "Коммунальная компания", Павлючекно Сергей Осипович, Управление Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области, УФНС России по Сахалинской области, Администрация МО Южно-Курильский район, ГСП, ГУ-Сахалинское региональное отделение ФСС РФ, Департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области, Директор Лесняк В. В., МП ССП Ю-Курильского р-на, НП "Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Павлюченко Сергей Осипович, Управление федеральной антимонопольной службы по Сах.обл., УФНС по Сахалинской области, УФРС по Сахалинской области, Федеральный суд Ю-Курильского р-на
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1892/12
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6055/11
07.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7286/11
28.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6202/11