город Омск |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А46-14470/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3009/2011) общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Инкос" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.03.2011 по делу N А46-14470/2010 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Инкос" к Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 21.09.2010 N 10-18/024678 ДСП,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Инкос" - Чобаняна Л.Г. по доверенности от 22.07.2011 сроком действия три года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Инкос" (далее по тексту - заявитель, ООО Торговая фирма "Инкос", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - налоговый орган, заинтересованное лицо, ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.09.2010 N 10-18/024678 ДСП.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.03.2011 по делу N А46-14470/2010 в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований отказано.
ООО Торговая фирма "Инкос" с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материала дела, установил следующие обстоятельства.
Заявителю, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.05.2009 серии 55 АВ N 950812, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3033, площадью 14 715 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для производственных целей под склады, холодильник, компрессорную, гараж, административно-бытовой комплекс, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 5-я Северная, д. 192.
ООО "Торговый дом "Инкос" в налоговый орган 27.04.2010 представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, согласно которому налогоплательщик исчислил свои налоговые обязательства за рассматриваемый период (размер авансового платежа) в сумме 27 043 руб., исходя из кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 7 211 530 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка данного расчета по авансовым платежам.
В рамках проведенной проверки в качестве ответа на официальный запрос налоговым органом от Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области получено письмо от 09.07.2010 N 55/22367 с указанием, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3033 на 01.01.2010 составила 86 175 307 руб. 35 коп. в соответствии с Постановлением правительства N 174-П.
По итогам проведенной проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.08.2010 N 10-18/021041 ДСП, который послужил основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в привлечении ООО Торговая фирма "Инкос" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.09.2010 N 10-18/024678 ДСП. В соответствии с указанным решением от 21.09.2010 отказано в привлечении ООО Торговая фирма "Инкос" к ответственности за совершение налогового правонарушение на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ, ему доначислена сумма авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в размере 296 114 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2010 - 296 114 руб., а также предложено перечислить в пятидневный срок со дня получения Требования об уплате налога сумму доначисленного авансового платежа по налогу указанную в требовании и сумму пени в размере 11 091 руб. 93 коп.
Не согласившись с принятым ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска решением, общество, в порядке предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением от 02.11.2010 N 16-17/15886 решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.09.2010 N 10-18/024678 ДСП оставило без изменения, апелляционную жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Кроме того, 20.09.2010 заявителем получено заключение N 239/10 общества с ограниченной ответственностью "ОМЭКС". Согласно полученному ООО Торговая фирма "Инкос" на основании информации, представленной и проанализированной в приведенном заключении, общество с ограниченной ответственностью "ОМЭКС" пришло к выводу о том, что среднее площадное значение кадастровой стоимости в кадастровом квартале N 55:36:04 01 03 составляет округленно 224,71 руб./кв.м.
Общество оспорило законность решения налогового органа в арбитражном суде указывая в обоснование своих требований, что величина кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка и находящаяся в государственном кадастре недвижимости содержит в себе кадастровую ошибку и соответственно не могла быть использована при исчислении налогового обязательства ООО Торговая фирма "Инкос".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что налоговый орган при проведении проверки руководствовался данными, предоставленными Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области на основании соответствующего запроса, и, соответственно, исчислил налоговые обязательства заявителя исходя из кадастровой стоимости в размере 86 175 307 руб. Указанное обстоятельство было судом правомерным, поскольку у налогового органа отсутствовали надлежащие полномочия как для применения кадастровой стоимости отличной от представленной уполномоченным органом, каковым является Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области, так и полномочия по корректировке таковой характеристики земельного участка и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на наличие кадастровой ошибки, содержащейся в сведениях о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Общество также указало, что заявляло в суде первой инстанции ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражным судом заявления ООО Торговая фирма "Инкос" об исправлении с 31.07.2008 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновала отсутствие оснований для удовлетворения требования налогоплательщика.
Обществом было заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения по существу дела N А46-14106/2010, в рамках которого рассматриваются требования об исправлении кадастровой ошибки.
Данное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем определением от 01.06.2011 производство по настоящему делу было приостановлено.
20.01.2012 производство по делу было возобновлено определением суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании, проведенном после окончания приостановки по делу, принял участие представитель заявителя, поддержавший требования об отмене решения суда первой инстанции.
Инспекция, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, ходатайства об отложении не заявила, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено в отсутствие налогового органа (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя налогоплательщика, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответсвии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
На основании статьи 388 НК РФ ООО Торговая фирма "Инкос" является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Положениями пункта 1 статьи 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390).
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как то установлено пунктом 3 статьи 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с нормами части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Правительство Омской области, во исполнение вышеуказанной статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 10 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, приняло Постановление N 174-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению, которое определило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового обозначенного района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр. Постановлением от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление N 193-П) вышеуказанное Постановление N 174-П дополнено таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году".
Постановление N 174-П, как и Постановление N 193-П является нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации и подлежит обязательному применению на территории соответствующего субъекта.
Доказательств признания в судебном порядке положений данных нормативно-правовых актов недействующими и не подлежащими применению.
На основании пункта 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом норм Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 (дата вступления в силу 20.02.2008) N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года. При этом, в силу названного Постановления N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в предусмотренном законом порядке. Кроме того, необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая содержание перечисленных норм, судом первой инстанции верно указано, что на момент наступления периода, за который подлежала расчету сумма авансового платежа по земельному налогу (1-ый квартал 2010 года) налогоплательщик, в установленном законодательством порядке, имел возможность надлежащим образом исчислить свои налоговые обязательства сообразно сведениям содержащимся в государственном кадастре недвижимости, который, по сути, является источником определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что налоговый орган при проведении проверки руководствовался данными, предоставленными Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области на основании соответствующего запроса, и, соответственно, исчислил налоговые обязательства заявителя исходя из кадастровой стоимости в размере 86 175 307 руб.
Поскольку у налогового органа отсутствовали надлежащие полномочия как для применения кадастровой стоимости отличной от представленной уполномоченным органом, каковым является Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области, так и полномочия по корректировке таковой характеристики земельного участка и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр, указанное обстоятельство признается правомерным,
Довод ООО Торговая фирма "Инкос" о наличии кадастровой ошибки необходимо отклонить по следующим основаниям.
Рассмотрение настоящего дела было приостановлено до разрешения дела N А46-14106/2010, в рамках которого обществом было заявлено требование о признании кадастровой ошибкой сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3033 в размере 86 175 307,35 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5856,29 руб. и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области исправить с 31.07.2008 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3033, заменив сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с "86 175 307,35 руб." на "3 306 607,65 руб." и о размере удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с "5856,29 руб." на "224,71 руб.".
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2011 по делу N А46-14106/2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011, в удовлетворении требований о признании кадастровой ошибки было отказано.
Таким образом, в рамках настоящего дела у налогоплательщика отсутствуют основания ссылаться на наличие кадастровой ошибки, а также на наличие иной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы в данном случае сводятся к тому, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, однако, указанные доводы направлены на переоценку законно утвержденной кадастровой стоимости и выяснение данного вопроса не входит в предмет рассмотрения по настоящему спору.
В определении от 03.10.2011 N ВАС-2959/11 ВАС РФ указал, что если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
При этом, определение кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства с определением и оценкой соответствующих доказательств. Кадастровая стоимость определяется в решении арбитражного суда на дату его принятия.
Вместе с тем, соответствующее требование по настоящему делу не заявлено, оснований для определения указанной стоимости не имеется.
Помимо прочего следует указать, что поскольку изменение содержащейся в государственном кадастре недвижимости информации о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в рамках искового производства и только с момента принятия судебного решения, постольку налогоплательщик лишен оснований изменить свои обязательства по земельному налогу за 1 квартал 2010 года (кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, существовавшая на протяжении 1 квартала 2010 года, была принята инспекцией при исчислении земельного налога. Иного размера кадастровой стоимости в 1 квартале 2010 года не существовало).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных ООО Торговая фирма "Инкос" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на налогоплательщика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Инкос" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.03.2011 по делу N А46-14470/2010 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Омской области, во исполнение вышеуказанной статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 10 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, приняло Постановление N 174-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению, которое определило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового обозначенного района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр. Постановлением от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление N 193-П) вышеуказанное Постановление N 174-П дополнено таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году".
...
На основании пункта 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
В соответствии с пунктами 11, 12, 13 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
...
В определении от 03.10.2011 N ВАС-2959/11 ВАС РФ указал, что если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11)."
Номер дела в первой инстанции: А46-14470/2010
Истец: ООО "Торговая фирма "Инкос"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3009/11