• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2012 г. N 17АП-527/12

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (п. 1, 2 ст. 30.1, п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации); в соответствии с пунктом 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; указанная норма права действовала на момент вынесения уполномоченным органом постановлений об утверждении акта выбора земельного участка и о предоставлении земельного участка в аренду; согласно абз. 2 п. 15 ст. 3 указанного закона до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; акт выбора земельного участка утвержден распоряжением Главы города Екатеринбурга N1144-р от 24.04.2006, то есть после 01.10.2005; в этом случае в силу прямого указания закона, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абз. 3 п. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"); разрешительное письмо N 95 от 09.03.2005, выданное обществу на основании заявления о предоставлении земельного участка под строительство жилых домов не может быть расценено как решение о предварительном согласовании размещения объекта, поскольку по своему содержанию является разрешением на сбор технических условий подключения объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения, и не может быть отнесено к ненормативным актам органа местного самоуправления.

Кроме того, суд первой инстанции учел то, что согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 388-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса администрации Костромской области о проверке конституционности положений п. 2 ст. 26 и п. 4 ст. 38 ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодателем был установлен достаточный - многомесячный - переходный период, в течение которого граждане и компетентные органы местного самоуправления имели возможность и должны были завершить все ранее начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов; придание обратной силы соответствующим положениям указанного Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может рассматриваться как ухудшение положения граждан, в отношении которых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку запрет на предоставление земельных участков в аренду для жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) был введен еще Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; согласно п. 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов; оспариваемый договор в силу ч. 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации мог быть заключен только путем проведения торгов; спорный земельный участок передан администрацией в аренду не свободным от прав третьих лиц - на указанном земельном участке расположены жилые дома, собственники квартир в которых имеют права пользования земельным участком, занятым соответствующим объектом недвижимости."



Номер дела в первой инстанции: А60-33805/2011


Истец: Заместитель Прокурора Свердловской области

Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, ООО "РОМИС-В"

Третье лицо: Бобин Валерий Иванович, Власов Константин Сергеевич, Власов Сергей Васильевич, Евсенко Владимир Николаевич, Евсенко Лидия Ивановна, Евсенко Наталья Владимировна, Колбасова Светлана Михайловна, Конев Михаил Иванович, Конева Наталия Владимировна, Конева Наталья Владимировна, Максименко Людмила Викторовна, Миньков Михаил Лазаревич, Некрасова Тамара Александровна, ООО "Управляющая компания "Добрый город", Парбе Василий Антонович, Парбе Диана Эдуардовна, Рябухин Александр Сергеевич, Рязанов Максим Николаевич, Семячков Сергей Евгеньевич, Семячкова Галина Ивановна, Синяков Сергей Геннадьевич, Синякова Виктория Сергеевна, Синякова Оксана Владимировна, Тарасов Дмитрий Сергеевич, Тарасов Матвей Дмитриевич, Ширинкина Валентина Николаевна, Шишкина Татьяна Валерьевна, Янтюрина Наталья Борисовна, Прокуратура Свердловской области